Сохранение и укрепление здоровья педагога - это объект особого внимания психологической службы и одно из направлений ее работы в обеспечении сопровождения учебно-воспитательного процесса. Его частью является коррекционное направление работы.
Главная задача коррекционного направления работы психолога оказать профессиональную помощь в преодолении проблем, поиска скрытых ресурсов педагога, повышении самооценки, улучшении эмоционального самочувствия и создание комфортных условий для развития. Реализуется через проведение индивидуальных консультаций, тренинговых или любых других интерактивных занятий. Иногда для увеличения эффективности в работе могут понадобиться различные курсы повышения квалификации, например, курсы кадрового делопроизводства.
Как создать и организовать проведение тренинга?
1. Формулировка цели тренинга.
Цель тренинга, формулируется в ходе подготовки тренинговой программы, должнf быть конкретизирована в задачах тренинга. Это делается следующим образом: психолог представляет себе (на основе общения с детьми и воспитателями, изучения документации, наблюдение) сложившуюся ситуацию (в коллективе, в группе) и сравнивает ее с той, что должно быть в конце тренинга. Благодаря этому, можно представить тот объем знаний, навыков, убеждений, который должна усвоить группа во время тренинга. В дальнейшем, тренер должен строить логическую последовательность задач: от простого к сложному, от базовых навыков - к индивидуальному стилю, от индивидуальной цели участников - к общей цели компании.
2. Формулировка задач.
Задачи вписываются и проверяются, с данной целью психолог задает себе систему вопросов:
- Будет ли достигнута цель тренинга, если группа выполнит эти задачи, будет ли еще что-то нужно?
- А если эта задача не будет выполнена, как это влияет на эффективность тренинга?
- Если их разместить в другой последовательности, как это повлияет на результат?
- Как именно я узнаю, что данное задание выполнено?
В результате, все задачи должны быть четко и понятно сформулированы и размещены в удобной для психолога и группы последовательности.
Задачи помогают подобрать конкретные упражнения и методические приемы, необходимые для их выполнения.
3. Планирование тренинга.
Планирование тренинга начинается после согласования его целей и задач, или когда психолог сам четко представляет тематику тренинга для группы. Берется каждое задание и анализируется, какие средства надо использовать для его выполнения. На данном этапе внимание тренера сосредоточено не только на дидактических задачах семинара, но и на особенностях динамического процесса в будущей группе. Поэтому, наряду с дидактическими задачами, возникают задачи по регулированию эмоционального микроклимата группы. Попробуем добавить эти аспекты к нашему будущему профилактическому тренингу и направить свое внимание на процесс планирования работы.
4. Блоки тренинга.
Теперь тренинг конкретизировался до нескольких содержательно - организационных блоков, каждый из которых имеет свои задачи и проекты завершения.
Система блоков тренинга.
Знакомство с психологом и целью проведения тренинга.
Знакомство участников группы между собой (если сборная группа).
Установление правил группы.
Формирование положительного отношения к себе.
Представление о собственной жизненной перспективе.
Создание на тренинге атмосферы толерантности и уважения.
Взаимоуважение.
Предоставление информации по обозначенной проблемы (агрессивное поведение, жестокое обращение, зависимость).
Стимулирование активности группы.
Проверка уровня усвоенных знаний.
Стимулирование направленности в будущее и собственной ответственности.
Формирование навыков.
Проверка эффективности усвоения полученной информации.
5. Составление конспектов занятий в пределах каждого блока.
Соблюдая структуру: ритуал приветствия, основная часть (теоретическая и практическая работа - игры, упражнения, обсуждения), рефлексия, ритуал прощания.
Время проведения тренинга. При подготовке тренинга надо указать вероятное время, в течение которого группа будет выполнять то или иное упражнение, обсуждение и тому подобное. Одно и то же упражнение в зависимости от длительности его проведения, может оказать совершенно разное впечатление на группу.
Расписание тренинга. Режим работы тренинга может быть организован по двум разным принципиальными схемами «марафон» и долговременная группа. Режим «марафон» - это тренинг, проводимый по 7-10 часов в день, несколько дней подряд, или в выходные - по два дня подряд).
В условиях работы дошкольного учреждения целесообразно проводить тренинг 1-2 раза в неделю продолжительностью 1-2 часа каждая встреча. Количество занятий зависит от целей и задач тренинга, но не менее 7 встреч. Также можно проводить коррекционно-развивающие занятия с элементами тренинга.
Техническое оборудование
Помещение. Созданию рабочего настроения группы способствует проведение тренингов в одном и том же помещении. Удобно, когда оно квадратное, достаточное по площади, чтобы там могли свободно выполнять упражнения 12 человек. Необходимо хорошее освещение и вентиляция. Во время тренинга, в нем не имеют права находиться, заходить, выходить другие люди.
Оборудование. Важнейшим является наличие отдельных стульев для каждого из участников и тренера. Желательно, чтобы стулья были одинаковые, удобные, достаточно легкие.
Участники должны иметь блокноты в твердых обложках, ручки, папки для материалов. Вспомогательным оборудованием могут быть листы клейкой бумаги, мячи, бейджики, карандаши и фломастеры.
Аудиозаписи. Возможно использование магнитофона с аудио записью (музыкой), если это не отвлекает внимание тренера и участников и создает необходимый эмоциональный настрой группы.
Видеозапись. Работа без видеозаписи тренирует внимание и память ведущего и участников, а работа с видеозаписью дает возможность просмотреть и разобраться с особенностями поведения на каком-то из этапов тренинга. На ведение видеозаписи следует получить согласие всех участников тренинга.