Родительское собрание психолога в детском саду: «Эмоциональная поддержка ребенка в семье»

В современной семье, как и во всем обществе, произошли значительные изменения. В силу объективных и субъективных причин она не в полной мере выполняет свою основную функцию. Вырастить эмоционально здорового ребенка становится все сложнее. Как правило, взрослые больше заняты улучшением благосостояния своей семьи. Их больше беспокоит то, чтобы их ребенок был накормлен, обут, одет, а на общение с ним нет уже сил, а часто и желания. Малыш остается один на один со своими переживаниями и проблемами.

И психологи и педагоги глубоко уверены в том, что именно домашний очаг определяет, насколько счастливым, защищенным, и уравновешенным вырастет ребенок, как он сможет налаживать контакты со взрослыми и сверстниками; на сколько он будет уверенным в своих возможностях, вырастет доброжелательным или равнодушным.

Предложенный материал позволит привлечь внимание родителей к проблеме психического здоровья детейпричинам возникновения проблем и путям их  преодоления.

Ход родительского собрания психолога

Психолог. - Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о эмоциональной поддержке ребенка в семье, ее влияния на развитие вашего малыша и дальнейшую его жизнь.

Положительное эмоциональное состояние относится к важнейшим условиям полноценного развития личности. Термин «эмоциональное неблагополучие» означает ситуативный дискомфорт, проявляется внешне в той или иной степени. Известно, что длительные негативные эмоции ведут к появлению соматических заболеваний у детей.

Симптомы эмоционального напряжения ребенка:

- Частые неадекватные эмоциональные состояния (плач, депрессия, апатия, немотивированное проявление злости, пугливость, тревожность, конфликтность)

- Отсутствие положительных эмоций на новые игрушки;

- Снижение познавательной активности (отсутствие реакции новизны);

- Рисунки в темных тонах;

- Изменение двигательной активности (повышение - снижение);

- Изменения в аппетите;

- Проблемы со сном (бессонница);

- Изменения в поведении ребенка.

Почему ребенок плохо себя ведет?

Закономерности возникновения негативного поведения можно представить в следующей схеме (См. Приложение 1 ниже)

Возникает вопрос: что делать?

Существует принцип, без соблюдения которого попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными. Принцип этот - безусловное принятие ребенка.

 Безусловно принимать ребенка - значит, любить его не за то, что он красивый, умный, помощник и т. д., а просто так, за то, что он есть (больные дети, дети с особыми потребностями).

Многие родители считают главными воспитательными средствами-наказание и поощрение. А это говорит об «условной любви»: что-то выполнил-хороший, чего-то не сделал-плохой. Таким образом, естественный процесс воспитания, то есть передачи взрослыми своего опыта, знаний, сводится к какой-то дрессуре.

Психологами доказано, что любовь, забота, ласка - это основные жизненные потребности ребенка. Никогда и ни при каких условиях у него не должно возникать сомнений в любви родителей к нему, в своей психологической защищенности. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, любим. Делать это можно разными способами: «Я очень скучала по тебе, пока была на работе», «Я очень люблю играть с тобой».

Известный американский психотерапевт В.Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день не только ребенку, но и взрослому человеку.

Шкала общения родителей с ребенком

(см. Приложение 2).

Если день ребенка в основном наполнен положительными эмоциями, то, вероятнее всего, малыш чувствует себя нужным и необходимым дома. У вас хорошие отношения с ребенком и прекрасный климат в семье. Если больше негативных эмоций в семье, ребенок чувствует себя одиноким, несчастным и уязвимым. И чтобы хоть как-то привлечь Ваше внимание к себе, малыш порой специально делает все вам назло. Проанализируйте, за что вы были недовольны им? Как вели себя сегодня с ним? Сколько времени ему уделили? Что сделали ему приятного?

Удовлетворение потребности в любви и принятии - необходимое условие нормального психического развития детей. Если он не получает знаков безусловного принятия, то возможны отклонения в поведении, то есть, эмоциональные нарушения. Безусловно, многие из вас задумывались над своими отношениями с детьми, об атмосфере, которая сложилась в вашей семье.

Я предлагаю вам выполнить 2 теста. Мы не будем обсуждать, и анализировать ваши ответы. Вы сделаете это сами.

Тесты очень простые. Надо быстро ответить на вопросы и сделать для себя выводы, стоит ли «работать над собой» и менять свои взаимоотношения с ребенком или в вашей семье все прекрасно.

Тест «Кто я?»

Тест «Какой мой ребенок?»

Скачать тесты

Дошкольный возраст-наиболее подходящее время для того, чтобы вселить в ребенка уверенность в себе, своих силах, построить гармоничные отношения с ним в семье. Позже это будет сделать очень трудно.

Упражнение «Угадай интонацию»

Участники получают на листочках фразу и название интонации, с которой ее надо сказать. Все остальные участники пытаются угадать интонацию.

- Прости, я больше не буду (не искренне; искренне извиняешься; говоришь, чтобы отстали).

- Дай мне поиграть мячом (как просьба; настойчиво; угрожая).

- У меня все равно ничего не получится (в отчаянии; настойчиво; капризно).

Упражнение «Важный опыт»

- Вот и заканчивается наша встреча. Подумайте несколько минут над следующим вопросом: в чем заключается наиболее важный опыт, который я приобрел в этой группе, который поможет мне лучше справляться с трудностями повседневной жизни? (Обсуждение)

Благодарность за участие, прощание.

Приложение 1

Закономерности возникновения негативного поведения.

На основе негативных чувств и эмоций возникает негативное поведение:  ГНЕВ,  ЗЛОСТЬ,  АГРЕССИЯ

(Чувства проявляются в отрицательных эмоциях)

БОЛЬ, СТРАХ

(В случае неудовлетворения базовых потребностей возникают негативные чувства)

БАЗОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

В любви, уважении, ласке, успехе, понимании, самоуважении, познании, свободе, независимости, самоопределении, развитии, самосовершенствовании, реализации личностного потенциала

БАЗОВЫЕ СТРЕМЛЕНИЕ:

Я есть! Я хочу! Я могу! Я - любимый! Я хороший!

Приложение 2.Приложение ППриложение 2.

Шкала общения родителей с ребенком

Методы воспитания, которые вызывают у ребенка

ПОЛОЖИТЕЛЬНЬІЕ эмоции Позитивные эмоции

нОТРИЦАТЕЛЬНЬІЕ эмоциинегативные эмоции

Сколько раз вы сегодня ребенка (ребенку, ребенком)                         Сколько раз вы сегодня ребенка

Хвалили хвалили

Упрекалиупрекали

Поощрялипоощряли

Подавлялиподавляли

Одобрялиодобряли

Унижалиунижали

Целовалицеловали

Обвинялиобвиняли

Обнималиобнимали

Осуждалиосуждали

Ласкалиласкали

Отвергалипренебрегли

Симпатизировалисопереживали

Одергивалиодергивали

Сопереживалисимпатизировали

Позорилипозорили

Улыбалисьулыбались

Читали нотациичитали нотации

восхищалисьВосхищались

Лишали чего-то необходимого лишали чего-то необходимого

Делали приятные сюрпризы делали приятные сюрпризы

Шлепали, поролинаказывали

Делали подаркиделали подарки

Ставили в угол ставили в угол

Приложение 3

Рекомендации для родителей.

Скачать памятку