Пояснительная записка к программе
Цель: создать благоприятную атмосферу в группе, обогащать активный и пассивный словарь, развивать внимание, память, мышление, совершенствовать коммуникативные навыки, снизить эмоциональное напряжение, тревожность, корректировать страхи, повышать самооценку.
Ход занятия психолога с детьми с нарушениями речи
Традиционное приветствие
Игра «Цветок, дерево, фрукт»
Цель: развивать способность к переключению внимания, памяти, мышления.
Дети сидят в кругу. Психолог говорит: «Цветок, дерево, фрукт». Тот игрок, на котором закончилась считалка, должен их быстро назвать (пока психолог посчитает до трех), причем названия не должны повторяться. Если ответ неправильный или повторяется - ребенок выбывает из игры. Игра продолжается, пока не останется один игрок.
Этюд «Корабль и ветер»
Цель: провести дыхательную гимнастику, снизить эмоциональное напряжение, тревожность.
Психолог. Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки. А теперь сильно выдохните воздух через рот, и пусть вырвется на волю ветер, который подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер.
Упражнение можно повторять трижды.
Игра «Назови одним словом»
Цель: развитие внимания, памяти, мышления.
Дети стоят в кругу, психолог бросает ребенку мяч и называет три предмета. Ученик должен назвать их одним словом:
- стол, стул, шкаф (мебель);
- ель, береза, дуб (деревья)
- огурец, помидор, картофель (овощи)
- волк, лиса, медведь (животные)
- вишня, слива, яблоко (фрукты)
- дятел, ласточка, воробей (птицы)
- ромашка, роза, лилия (цветы)
- автобус, самолет, трамвай (транспорт).
Игра «Сова»
Дети выбирают ведущего - сову, которая садится в гнездо и спит. Все бегают, прыгают. Затем ведущий говорит «Ночь». Сова открывает глаза и начинает летать. Все игроки должны замереть. Кто пошевелится или засмеется - становится совой. Игра отвлекает от гнетущих переживаний, возвращает хорошее настроение.
Этюд «Зайцы и слоны»
Цель: повышать самооценку.
Психолог. Сначала мы будем зайцами. Скажите, когда заяц чувствует опасность, он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Опускает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, его хвостик и лапки трясутся и тому подобное. (Дети показывают.) Покажите, что делают зайцы, когда слышат шаги человека? (Дети разбегаются «по кустам», скрываются.) А что делают зайцы, когда видят волка? (Психолог играет с детьми.)
А теперь мы будем с вами слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величественно и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет! Они дружат с ним, и когда его видят, спокойно идут дальше. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра ...
Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона. После проведенного упражнения садятся и обсуждают, кем им больше нравится быть и почему.
Обсуждение занятия
Прощание