Пояснительная записка к программе
Ход занятия психолога детского сада с ребенком ЗПР и ДЦП
Упражнение - приветствие.
Цель: создание положительного эмоционального настроя, атмосферы доверия и доброжелательности, снятие эмоционального напряжения.
Я улыбаюсь солнышку:
«Здравствуй золотое!»
Я улыбаюсь цветочку,
Пусть он цветет
Улыбаюсь дождю:
«Лейся, как из ведра!»
И тебе улыбаюсь,
Желаю я добра.
Интересные упражнения для «послушных» пальчиков
Цель: развитие мелкой моторики.
«Пальчиковая семья»
Дети разгибают согнутые в кулак пальцы, начиная с большого и приговаривая:
- Этот пальчик - наш дедушка,
- А этот - бабушка,
- Этот пальчик - наш папочка,
- А этот - мамочка,
- Ну а этот маленький,
- Их сынок удаленький.
«Пальчики здороваются»: 1-й вариант - каждым пальчиком по очереди коснуться большого пальца, далее собрать пальцы в пучок сначала на одной руке, потом на второй, потом на обоих одновременно;
2-й вариант - сложить руки ладонями друг к другу, коснуться большими пальцами друг друга, указательными и т. д., затем всеми одновременно.
«Дети бегают» - пальцы как в предыдущем упражнении, но теперь их нужно поставить на стол и «побегать» сначала одной рукой, затем другой, потом обеими.
«Очки» - создать два круга из крупных и указательных пальцев, соединить их.
«Разговор» - сжать пальцы в кулаки, большие вытянуть вверх, свести их. Все эти упражнения можно объединить, выстроив логическую последовательность, это будет способствовать развитию воображения детей. Лучше сделать это на втором занятии.
Упражнение «Наложенные рисунки»
Цель: коррекция восприятия, внимания.
Ход упражнения: детям предлагаются рисунки с изображением контуров предметов, наложенных друг поверх друга. Ребенку необходимо назвать предметы, которые изображены и обвести их по контуру:
1-й вариант - изображений должно быть не более двух на одном рисунке;
2-й вариант - несколько;
3-й вариант - дальше это могут быть изучаемые по программе буквы, цифры;
4-й вариант - позже можно предложить детям осуществить классификацию по родовым признакам: сгруппировать изображенные предметы по общему признаку (овощи, фрукты, посуда, инструменты и т. д.)
Дидактическая игра с мыльными пузырями (шарики выдуваются на раскрытые ладошки ребенка и ребенку предлагается сжатием пальцев в кулачок поймать шарик))
Рефлексия
Упражнение «Дневник занятий»
Ритуал окончания занятия.
Цель: осознание окончания общения.