Цель занятия:
Создание положительного эмоционального настроя, развитие коммуникативных навыков и умений, навыков сотрудничества.
Активизация и стимулирование познавательной деятельности.
Улучшение состояния общей и мелкой моторики.
Ход занятия психолога с детьми с легкой умственной отсталостью
1. Упражнение «Приветствие» (2 мин.)
Цель: создание положительного эмоционального настроя, атмосферы доверия и доброжелательности, снятие эмоционального напряжения.
Дети стоят в кругу, им предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть: - Доброе утро, Саша! (Улыбнуться и кивнуть головой.)
Доброе утро, Маша! (Называются имена, идет по кругу.)
Доброе утро, Елена Николаевна!
Доброе утро, солнце! (Все поднимают руки, опускают.)
Доброе утро, небо! (Аналогичные движения)
Доброе утро всем нам! (Все разводят руки в стороны, затем опускают.)
2. Упражнение - игра «Расскажи о себе» (3 мин.)
Цель: развитие коммуникативных навыков, непроизвольного внимания.
Ход упражнения: психолог рассказывает ребенку о себе и предлагает продолжить предложение:
- Я (какой?)...
- Я люблю...
- Я мечтаю...
3.1. Упражнение «Что-то здесь не так» (5 мин.)
Цель: развитие внимание, мышления.
3.2. Упражнение - игра «Найди ошибку» (5 мин.)
Цель: развитие внимания, речи, мышления.
Ход упражнения: ребенку показывают картинки, на которых, что-то недорисованное. Ребенок должен рассмотреть и найти ошибки, то, чего не хватает.
3.3. Упражнение - задание «Попробуй выполнить» (5 мин.)
Цель: развитие памяти, внимания, слухового восприятия.
Ход упражнения: психолог знакомит ребенка с заданием. Карточки с нарисованными геометрическими фигурами, которые означают выполнение определенного движения, а именно:
- руки в сторону
- руки вверх
- руки вниз
Психолог показывает ребенку карточку, а ребенок выполняет соответствующие движения. (возможно, под спокойную музыку)
3.4. Упражнение «Запутались» (5 мин.)
Цель: развитие внимания, мышления.
Ход упражнения: психолог предлагает ребенку назвать предметы, изображенные на картине.
3.5 Упражнение для «послушных» пальчиков. (5 мин.)
Цель: развитие мелкой моторики.
Ход упражнения:
Мы старались, мы трудились
Даже пальчики устали.
Усталость с пальчиков стряхнули,
Стиснули в кулачок изо всех сил.
В замочек их заперли
И к солнцу потянулись.
4.1 Рефлексия. (2 мин.)
Ход проведения: психолог предоставляет ребенку возможность высказаться о том, что ему понравилось или не понравилось на занятии. Отмечает успехи, хвалит, заинтересовывает.
4.2 Релаксация (5 мин.)
Упражнение «Солнечный зайчик»
Ход проведения: ребенку предлагается закрыть глаза и под словесное сопровождение психолога представить себе солнечного зайчика.
Психолог: - Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай нежно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги...
Он вскочил тебе на животик – погладь его там. Солнечный зайчик любит тебя, подружись с ним.
5. Традиционное прощание «Подари улыбку» (3 мин.)
Цель: создание положительного эмоционального настроя, эмпатии, взаимного доверия.
Ход упражнения: психолог обращается к ребенку со словами:
Как меня зовут, скажи?
Как тебя зовут, скажи?
Мы с тобой играли дружно?
Да, вместе все не трудно!
Встречу новую назначаем,
Всем счастья пожелаем.
Дети легким дыханием сдувают со своих губ улыбку в сложенные лодочкой ладони и отпускают ее в добрый, искренний и приветливый мир.