Цель:
- развивать эмоциональную сферу дошкольников, умение распознавать настроение других (на иллюстрациях, картинках, фотографиях), эмпатию;
- закрепить эмоциональный словарь (настроение: веселое, грустное, мрачное, спокойное, испуганное);
- воспитывать доброжелательность, чувство единства
Оборудование: дневник настроения, пиктограммы эмоциональных состояний, фото, зайчик, корзина.
Ход занятия психолога по сказкотерапии
1. Приветствие. Упражнение «Назови соседа ласково»
Цель: снятие эмоционального напряжения, воспитание доброжелательности.
Дети стоят в кругу и по очереди здороваются со своими соседями, называя их имена в короткой ласковой форме.
Например: «Привет, Света».
2. Упражнение «Фотовыставка».
Цель: развитие умения распознавать эмоции
- Дети, вы наверняка уже знаете, что у людей бывает разное настроение. Давайте рассмотрим с вами фотографии детей и определим, какое же у них настроение. (Психолог по очереди демонстрирует фотографии детей с разным настроением: веселый, грустный, мрачный, сердитый, спокойный. Дошкольники называют, какое настроение у детей на фото. Приложение в конце занятия по сказкотерапии).
- А сейчас мы с вами поиграем в интересную игру. Вот посмотрите, на столике лежат схематические изображения настроения. Рассмотрите схемы. Вам необходимо подобрать схему настроения и подарить ее каждому ребенку на фото. (Дети рассматривают набор схем настроения, который лежит у них на столе. Психолог по очереди демонстрирует фотографии детей с разным настроением. Дети выбирают соответствующему фото схематическое изображение настроения и кладут на него.)
- Дети, давайте подумаем, что могло случиться с детьми на этих фотографиях. Почему у каждого из них именно такое настроение. (Придумать вместе с детьми жизненную ситуацию на каждую картинку). А какое же настроение у вас?
3. Дневник настроения.
Цель: диагностика эмоционального состояния.
- Дети, посмотрите еще раз на схемы настроения. Выберите, пожалуйста, ту схему, которая отражает ваше настроение сейчас. (Каждый ребенок выбирает значок и показывает его. Психолог спрашивает, какой у детей значок, и почему они его выбрали, отмечает настроение в дневнике настроения.)
4. Подвижная гимнастика.
Цель: обеспечение двигательной активности, развитие памяти, переключение внимания, закрепление знаний об эмоциях.
Упражнение «Будь внимательным»
- Дети, мы с вами хорошо поработали. Молодцы! Теперь можем и отдохнуть. (Дети встают из-за столов и проходят на ковер. Становятся в линию напротив психолога.)
- А сейчас мы немного подвигаемся. Я буду показывать вам схемы с изображением настроений: радостный, сердитый и спокойный. А вы с помощью различных движений и выражений лица попробуете изобразить это настроение. (Например: радостное настроение - дети прыгают, улыбаются; сердитый - топают ножками, хмурят брови, сжимают кулачки; спокойный - не двигаются, стоят или сидят. Психолог по очереди показывает пиктограммы в разном порядке. В завершение упражнения, демонстрируется пиктограмма покоя. Упражнение повторяется 2-3 раза.)
Цель: развитие социально-приемлемого поведения, эмпатиии, закрепление знаний об эмоциях.
- Дети, усаживайтесь удобно на коврике. Я расскажу вам сказку, которая называется «Слоненок с шариками». (Во время слушания дети периодически повторяют действие, которое происходит в сказке.)
«Сказка о Слоненке с шариками»
Жил-был маленький слоник. Мама и папа его очень любили. Они вместе гуляли, купались в реке и пускали фонтаны воды из своих длинных хоботков. Маленький Слоненок очень любил проводить время с родителями. Однажды, гуляя по парку с родителями, он увидел у Обезьянки большой воздушный шарик. Слоненку очень понравился шарик, и он захотел такой же.
- Мама, папа, я тоже хочу такой шарик, купите и мне такой же, пожалуйста!
Родители купили ему красивый желтый шарик. Слоненок был очень счастлив: везде ходил со своей шариком, а когда ложился спать, привязывал его к своей кровати. (Психолог спрашивает, какое настроение у Слоненка. Детям предлагается показать, как слоненок радуется новому шарику. Психолог вешает пиктограмму «Радость» на доску).
Гуляя в следующий раз с родителями по парку, Слоненок увидел у Мишки большой зеленый шарик и снова попросил родителей купить такой же. Родители не хотели огорчать любимого сыночка и купили. Вскоре малыш захотел иметь красный, синий шарики, а потом еще и еще. У родителей не осталось денег, тогда Слоненок начал капризничать и кричать: «Купите мне шарик, купите, купите...» (Дети определяют настроение Слоненка и показывают, как он сердится и капризничает. Психолог вешает значок «Гнев» на доску.) Родителям пришлось брать дополнительную работу, чтобы заработать денег на новые шарики для сыночка. И чем больше он требовал шариков, тем дольше родители задерживались на работе. Они меньше проводили времени с сыном, а прогулки в парк совсем прекратились. Слонику стало грустно самому, и большое количество шариков его уже не радовало. (Дети показывают, как слоненок тосковал. Психолог вешает пиктограмму «Печаль» на доску).
- Почему Слоненку было грустно? (Ответы детей).
В комнате Слоника было столько шариков, что он не мог пошевелиться. Тогда он собрал все свои шарики и вышел во двор. Шариков было так много, что они стали его поднимать все выше и выше на небо. Слоненок испугался, что никогда не увидит своих родителей, и начало звать на помощь: «Помогите! Помогите!». (Детям предлагается представить, что они все летят, и в этот момент им очень страшно. Психолог вешает значок «Страх» на доску)
Прилетели вороны и начали своими клювами клевать шарики, которых становилось все меньше и меньше. Слоненок начал опускаться вниз. Спустившись, он задумался ...
Обсуждение сказки:
- Как вы думаете, о чем подумал Слоненок? (Послушать мнение детей.)
Возможно, о том, как было хорошо гулять с родителями по парку, купаться в реке и пускать фонтанчики воды из хобота? Как чувствует себя сейчас Слоненок? (Дети определяют настроение героя. Изображают стыд. Психолог вешает на доску пиктограмму «Стыд»).
- Что для этого может сделать именно Слоненок? Подскажите ему, пожалуйста! (Дети обсуждают, что неправильно сделал Слоненок, и как ему можно помочь.)
Психолог. Молодцы! Вы помогли Слоненку понять, что он делал не так, и исправить ошибки. А теперь, посмотрите на доску. Давайте вспомним, как менялось настроение Слоненка течение сказки: радость, гнев, печаль, страх, стыд.
6. Релаксация «В лесу».
Цель: психоэмоциональная разгрузка.
- Дети, вам понравилась сказка? Вы были очень внимательны, молодцы! Устали? Давайте отдохнем. Ложитесь на ковер, так чтобы вам было удобно. Я включу музыку.
Закройте глаза. Представьте лес: деревья, кусты, цветы ... В лесу стоит большой пенек. Сядьте на него. Вы слышите пение птиц, шелест травы. Солнышко через листочки своими нежными лучиками греет ваши щечки, ручки, ножки. Теплый ветерок как будто окутывает вас одеялом. Вам легко и приятно. Прислушайтесь к себе. Не спеша, открывайте глаза. Посидите несколько минут.
Итог занятия.
Беседа с детьми:
- Что нового вы узнали?
- Какая игра была интересной?
- С кем из ваших друзей вы путешествовали вместе и помогали друг другу?
- А какое у вас сейчас настроение?
7. Дневник настроения.
Цель: диагностика эмоционального состояния дошкольников.
Дети находят пиктограмму, которая отражает их настроение в конце занятия. Психолог отмечает настроение в дневнике настроения.
8. Прощание.
Цель: воспитание доброжелательности.
Психолог: Сегодня на занятии работали все дети. Молодцы!
А теперь, давайте станем в круг, возьмемся за руки (легкое покачивание руками) и повторяем за мной: «Всем, всем желаем быть здоровыми! До свидания!».
Приложение. Пиктограммы эмоциональных состояний