Занятие психолога по сказкотерапии: «Королева Капризуля»

занятие по сказкотерапии, конспект занятия по сказкотерапии, занятие с элементами сказкотерапииЦель и задачи:

- психокоррекция импульсивности;

- способствовать развитию такой черты, как готовности понять и учитывать интересы и потребности других детей и взрослых;

- создание благоприятной атмосферы в группе.

Ход занятия психолога сказкотерапия:

Психолог:

- Здравствуйте, дорогие дети. Соскучились по играм и сказками? Поиграем?

1. Игра «Веселый мячик»

Цель: создание благоприятной атмосферы в группе.

Задача: дети становятся в круг и под музыку начинают передавать друг другу мячик, говоря:

Ты катись, веселый мячик,

Быстро, быстро по рукам.

У кого веселый мячик,

Тот ... (приседает, прыгает и т.д.).

2. Сказкотерапия.

Сказка «Королева Капризуля»

Цель: раскрыть детям значение понятия «капризуля», способствовать формированию у детей готовности понять и учитывать интересы и потребности других детей и взрослых.

Психолог предлагает детям послушать сказку:

«Эта история случилась в магазине игрушек. Поздно вечером, когда свет был выключен, двери закрыты, а все продавцы пошли домой.

- Ох-хо-хо, - вздохнул Мишка, слезая с полки - все бока себе отлежал.

- Вечно он недоволен, - сказала кукла Настя.

- Вам, куклам, не понять, как трудно стоять целый день и не двигаться. Ведь вас постоянно покупатели берут в руки, заводят, чтобы посмотреть, как вы ходите и что умеете говорить.

- На нас уже не обращают внимание с тех пор как в магазин привезли ее, - сказала кукла Настя и кивнула головой на самую красивую куклу.

- Меня зовут Кэтрин, ее величество Кэтрин, - сказала красивая кукла.

 - Где машина? Пусть отвезет меня в отдел одежды, посмотрю, что там новенького привезли.

- Никуда я тебя не повезу, - сказала Машина – я такая же игрушка, как и ты, не смей мне приказывать.

Кэтрин начала топать ногами и кричать, а к Машинке подошел Солдатик, который был влюблен в Кэтрин и стал просить, чтобы Машина не возражала Кэтрин. Он пообещал Машинке, что помоет и почистит ее, только пусть она отвезет королеву в отдел одежды. Машинка согласилась, Кэтрин села в нее и поехала.

- И что он в ней нашел, она же обычная кукла, только одета лучше нас и на голове - корона, - вздохнула кукла Маша.

- Не переживайте, мне вы больше нравитесь, - сказал Медвежонок.

- И мне, - сказал Бегемотик.

- А меня возмущает, что эта капризуля командует нами. - воскликнул Робот.

Слова Робота услышала Кэтрин, которая как раз вернулась из отдела одежды.

- Что? Бунт? Солдат, немедленно закрой Робота в коробке, - распорядилась Кэтрин.

- Но он мой друг, я не могу - сказал Солдатик.

- Выполняй! Иначе я больше не буду с тобой разговаривать, - дальше продолжала кричать Кэтрин.

- Извини, друг Робот, я должен это сделать, ведь я ее люблю и боюсь поссориться с ней, - вздохнул Солдатик.

- Да что же это такое, - перешептывались куклы, - неужели никто не может поставить на место эту выскочку?

- Никто не захочет драться с Солдатиком, у него есть ружье и сабля, к тому же он самый сильный, - ответил Бегемотик.

- Достаточно шептать! - закричала Кэтрин, - вы теперь будете выполнять все, что я скажу.

- Почему? - Спросил Медвежонок.

- Потому что я королева. А кто не захочет меня слушать, того Солдатик закроет в коробке и тогда вас никто не купит.

- Какая ты злая. Но что-то и тебя никто не купил, хоть ты и красивая, - сказала кукла Настя.

- Я просто очень дорого стою. Ну все, вы мне надоели своими разговорами. Солдат! Немедленно закрой их всех в коробку, - приказала Кэтрин.

- Извини, Кэтрин, я не могу. Они - мои друзья. Кроме того, если я их закрою, то в магазине не останется больше игрушек.

Кэтрин начала топать ногами и плакать:

- Не хочу никого видеть! Убирайтесь вон!

- Ой, вы только посмотрите, что произошло с нашей королевой. Как она изменилась, ее красота пропала, - сказала кукла Маша.

Услышав эти слова, Кэтрин подбежала к зеркалу. Ее носик стал похож на картофелину, а синие глаза покраснели от слез. Королева заплакала еще сильнее:

- Это все из-за вас! Вы все завидовали моей красоте.

Чем больше Кэтрин плакала, тем больше становилась некрасивой. Ее волосы разлохматились, губы распухли, а на лице появились пятна.

Куклы и игрушки от удивления аж замерли.

- Я, кажется, знаю, что это за чудо, - сказал Медвежонок.

- Говори скорее заклинание, как от этого избавиться и снова стать красивой! - воскликнула Кэтрин.

- Тебе это вряд ли удастся, - продолжал Медвежонок.

- Почему? Я готова выпить любые горькие лекарства, - сказала королева.

- Лекарство здесь ни при чем. Во-первых, перестань плакать, успокойся. Во-вторых, если хочешь стать снова красивой - забудь, что ты королева, будь приветливой и веселой, помогай другим, а не обижай игрушки.

Кэтрин топнула ногой:

- Ни за что!

Утром в магазин пришли продавцы.

-Посмотрите, кто-то подменил нашу королеву. Уберите ее с витрины и положите на полочку, - распорядился директор.

Никто из покупателей даже не подошел к королеве. А она стояла грустная и о чем-то думала.

Когда магазин закрыли, и наступила полночь, Кэтрин подошла к коробке, где был закрыт Робот и выпустила его.

- Прости меня, - сказала она.

- А где же Мишка, Бегемотик, кукла Настя и кукла Маша? - спросил Робот.

- Их сегодня купили, остались только мы и солдатик.

- Почему ты грустная, королева? - спросил Робот.

- Я не королева, я обычная кукла, - вздохнула Кэтрин.

- Что же произошло, пока я сидел в коробке? - Удивился Робот.

- Я останусь некрасивой и меня никто не захочет купить, - тихо сказала Кэтрин.

- Но ты красивая, посмотри на себя, - ответил Робот.

Кэтрин подошла к зеркалу, посмотрела, и увидела, что ее красота вернулась к ней.

- Что случилось? - Удивилась она.

- У каждого из нас есть не только внешняя, но и внутренняя красота. И когда мы обижаем других, кричим, капризничает, то теряем не только внешнюю красоту, но и внутреннюю, - пояснил Солдатик.

- Чтобы быть красивой надо иметь не только хорошую внешность, но и быть вежливым, благожелательным, терпеливым.

- Спасибо, я всегда об этом буду помнить. Перестану капризничать, приказывать, буду дружить со всеми игрушками.

А на второй день Кэтрин, Солдатика и Робота купили родители для своих детей и в магазин привезли новые игрушки. Но это уже другая история».

Обсуждение сказки

- Что мы можем сказать о кукле Кэтрин, какая она?

- Много ли у нее друзей? Почему?

- Почему Кэтрин стала некрасивой? ... Можем ли мы детей, который так же себя ведут, назвать красивыми? Как мы можем их назвать? ...

3. Подвижная игра «Мышиный хоровод»

Цель: совершенствовать слуховое внимание, развивать координацию движений; вызвать у малышей веселое настроение.

Психолог читает детям стихотворение:

Раз, два, три, четыре, пять -

Вышли мышки погулять.

Стали в круг, потянулись,

За ручки взялись, и вот,

Водят, водят хоровод ...

Но как же мышкам без забот?

Веселились серые мышки, играли

Пока не услышали, что крадется кот,

Они испугались и в норку сбежали.

На первую строчку подвижные малыши ритмично хлопают в ладошки, затем идут вперед маленькими легкими шагами, выполняют движения в соответствии с содержанием текста.

Последние строки дети останавливаются, прислушиваются и резко приседают, закрыв головы руками (прячутся).

4. Упражнение «Посмотри в зеркало»

Цель: коррекция детской капризности, развитие невербальной знаковой системы.

Оборудование: зеркальца.

Психолог предлагает детям нахмуриться, надуть губки, скривиться и т.д., а потом посмотреть на свое лицо в зеркало.

- Нравится ли вам отражение в зеркале?

- Измените лицо так, чтобы вам нравилось отражение ...

5. Обсуждение ситуации «Хочу и все»

Цель: коррекция импульсивности, воспитание уважения к интересам и желаниям других людей.

Мальчик с мамой пришли в магазин, чтобы купить туфли. В том же магазине, в другом отделе продавались двухколесные велосипеды.

- Я хочу велосипед, - сказал мальчик.

Мама ответила, что у нее нет денег.

- А мне все равно! - громко закричал мальчик и даже топнул ногой.

Мама оглянулась и увидела, что покупатели и продавцы смотрят на ее сына. Она хотела взять его за руку, чтобы выйти быстрее из магазина, но мальчик подогнул под себя ноги и повалился назад. И вот он лежит на грязном полу, стучит по нему кулаками и ногами, повторяя капризным голосом: «Хочу, хочу и - все!»

Вопросы

- Нравится ли вам поведение мальчика в магазине? ... Почему?

- Что вы сделали бы на месте мальчика? ...

6. Итог занятия. Рефлексия.