Программное содержание:
Развивать познавательный интерес, умение выражать свои эмоции.
Воспитать желание быть добрыми друг к другу и беречь природу. Способствовать укреплению психического здоровья детей.
Научить детей получать удовольствие от проделанной работы.
(при использовании конспекта воспитателем или как бинарное занятие)
Выучить цифры 6, 7, 8, 9, и число 10, закрепить умение определять форму и цвет предметов
Сформировать умение изготавливать предметы из соленого теста, используя методы раскатывания и приплющивания.
Материал: запись-звуки ветра для входа в сказку, карточки для развития логического мышления детей, карточки с изображением эмоций (смех, печаль, злость, добро и любовь), бумага для снятия эмоционального напряжения детей, корзина, видеозапись урагана, корзина с орешками, соленое тесто, стаканчики одноразового использования, дощечки, спички, бумага для готовых изделий, влажные салфетки.
Ход занятия по сказкотерапии:
Введение
- Дети, сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие, где речь пойдет о ветре. Давайте с вами подумаем и скажем: «Какой бывает ветер?» (Сильный, слабый, игривый, легкий ...)
- Как вы считаете, нужен ветер или нет?
- Да, летом ветер дарит прохладу, а зимой, когда ветер стихает, мороз становится добрее и не так щиплет нас за щечки.
- Вот мы и подошли к началу сказки. Для путешествия по сказке нам необходима особая сила. Эту силу нам подарит сам ветер.
Вход в сказку
Звучит аудиозапись со звуками ветра, дети на носочках забегают на коврик по кругу. Каждый садится в позу расслабления.
- Наполнились волшебной силой? Готовы к сказке?
Сказка
Жил был на свете ветер. Он был очень любознательный и поэтому везде летал и наблюдал за всем, что происходит в мире.
Упражнение «Гимнастика для глаз»
Дети выполняют движения глазами: а) вправо - влево; б) вверх - вниз.
Движения проводятся медленно. Голова при этом не двигается.
Его интересовало абсолютно все, а что, вы мне сейчас сами скажете.
Упражнение «За кем и за чем наблюдал ветер»
Показываю карточки, на которых схематично изображены: заяц, вода, дождь, птицы, цветы, деревья.
Но наибольшее восхищение у него вызывали люди, потому что они о своих чувствах не только рассказывали, но и могли их показать на лице (мимикой). Люди могли радоваться, тогда они улыбались и смеялись (показываю карточку с улыбкой).
Упражнение «Смех»
Напрягая мышцы живота и положив на живот руку, дети начинают смеяться, чувствуя напряжение.
Могли грустить, тогда они плакали (показываю карточку - грусть).
Упражнение «Плач»
Предлагаю детям представить, что они соскучились и начали плакать. Дети закрывают лицо руками и имитируют плач. Психолог подходит к каждому, жалеет и успокаивает.
Могли сердиться и быть злыми (показываю карточку - злость).
Упражнение «Злость»
Когда люди сердиты, они иногда обижают того, кто находится рядом, могут сказать что-то обидное, или даже ударить. Чтобы этого не случилось, давайте рассердимся на бумажку, порвем ее и выбросим в корзину. Дети берут бумажки рвут и бросают в корзину.
Могли быть добрыми и кроткими, и любить друг друга (показываю карточку - любовь и доброта).
Упражнение «Доброта и любовь»
Пройти по кругу и обнять каждого ребенка, погладить по голове и проговорить, что каждого из них Я люблю. А вы меня любите? Как вы меня любите? Дети бегут к воспитателю и обнимают его.
Глядя на людей, ветер также решил передать свое настроение. Когда был добрым, он едва пролетал над землей, даря людям и всему живому легкую прохладу.
Упражнение для дыхания «Листочек»
Дети берут в руки листочки на ниточке и начинают дуть на них.
Когда ветер грустил, он звал свои облака, и те почти всегда плакали, жалея печальный ветер. А когда облака плачут, что происходит на земле?
- Да, верно, идет дождь.
Но, когда ветер рассердился, на земле образовались бури и ураганы. Ветер был таким сильным, что срывал крыши на домах, вырывал с корнем деревья и швырял их на большие расстояния. Он был так силен, что мог поднять в воздух даже автомобиль (включаю запись урагана по телевизору).
Увидев, что он оставил после вспышки гнева, ветер испугался, ему стало стыдно.
Упражнение «Страх - стыд»
Дети открывают немного рот, округляют глаза, поднимают брови, напрягают руки, плечи, шею, «съеживаются» от страха. Затем отпускают страх и напряжение, опускают голову и плечи и замирают в позе расслабления.
И тогда ветер понял, что худшая черта характера у людей - это злость. Не надо злиться! Мы должны быть добрыми, любить, жалеть друг друга и природу, которая нас окружает. Тогда и природа нам ответит добром на добро.
Заключительная беседа
Вот и закончилась наша сказка. Всю волшебную силу мы потратили и вернулись снова в наш детский сад.
- Вам понравилась сказка?
- Каким ветер был в сказке?
- У кого ветер научился злиться?
- Итак, какой мы можем сделать вывод? Если люди будут жалеть друг друга и природу, то и природа нас отблагодарит за это.
- Вы, молодцы! И чтобы порадовать вас, ветер передал каждому подарочек.
Пролетая над лесом, белочка попросила ветер, чтобы он угостил вас орешками, за то, что вы поняли, как важно беречь природу. Они очень полезны, а еще с ними можно поиграть.
Игра «Орешки»
Дети катают орех между ладонями, постепенно ускоряя напор и темп выполнения.
- Что чувствуют ваши ладошки?
Тепло, подуйте на ладошки.
- Вам понравился подарок ветра?
Теперь сложите, пожалуйста, орешки в корзину, а после занятия я их вам отдам.
А сейчас, пройдите, пожалуйста, за столы.
Пока мы путешествовали, к нам на занятия пришло много волшебных вещей из различных сказок. Возможно, их ветер пригласил к нам, чтобы они показали нам еще много чего интересного.
- Кто пришел к нам? (Компьютер с мышкой)
- Какую цифру он нам напоминает? (дети показывают цифру шесть, используя раздаточный материал, который находится у них на столах)
Снимаю картинку с компьютера. Там изображения предметов похожих на треугольник.
- Дети, посмотрите, как много разнообразных предметов здесь изображено.
- Какой они формы?
- Какую геометрическую фигуру они напоминают?
- Да, (показываю треугольник), какого он цвета?
- Коса - 7, прямоугольник.
- Велосипед - 8, круг.
- Барабан - 9, квадрат.
- Глобус – 10, овал.
- Молодцы, а теперь немного отдохнем.
Приглашаю детей на коврик, помощник убирает планшеты с цифрами, остается только материал для лепки (дощечки, соленое тесто, спички, влажные салфетки, стаканчики для одноразового использования).
- Дети, садитесь все на свои места. Вам было приятно получить подарок от ветра?
- Давайте и мы ему что-то подарим. Я хочу предложить вам самостоятельно выбрать, какой подарок слепить. Это может быть бублик, печенье или воздушный шарик.
- Посмотрите, какие подарки изготовила я.
- Для того, чтобы изготовить бублик, мы должны взять кусок соленого теста, положить его между ладонями, раскатать, а затем соединить концы, и у нас получается красивый бублик.
- Если вы захотите изготовить печенье, то вам нужно раскатать тесто между ладонями, а затем приплюснуть его.
- Воздушный шарик делаем так же, как и печенье, только добавляем ниточку, которую я предлагаю заменить спичкой.
- Дети, приступайте к работе.
Дети работают самостоятельно, иногда прибегая к помощи воспитателя.
- Заканчивайте работу.
Подхожу к каждому ребенку, даю положительную оценку проделанной работе, а потом предлагаю отнести свои работы к окну и выложить их на окно, чтобы ветер, пролетая, заметил подарки.
Итог занятия.