Смотреть пояснительную записку к программе
I ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
Получение информации об эмоциональном состоянии ребенка, его месте в семье, восприятие им своего места в семье, душевное равновесие дошкольника. Знакомство с кабинетом психолога, налаживание позитивных отношений между детьми.
Ход коррекционно-развивающего занятия психолога для дошкольников
1. Разминка. Игра «Большие артисты»
Цель: создать рабочий позитив, формировать навыки совместной деятельности, внимательность к товарищу, раскованность. Формирование понятия «ценность моя и твоя».
Ход игры:
Дети стоят в кругу. Психолог предлагает наблюдать за товарищами и выполнять задание: «Детки, насуптесь, пожалуйста, как:
- осенняя тучка,
- злой человек.
Улыбнитесь, как:
- солнышко,
- кошечка,
- хитрая лисичка,
- ребенок, который ест мороженое,
- как будто вы увидели чудо.
Позлиться, как:
- ребенок, у которого забрали мороженое,
- два козлика на мостике,
- ребенок, которого обидели.
Испугайтесь, как:
- ребенок, потерявшийся в лесу,
- зайчик, который увидел волка,
- котенок, который боится собаки.
Вы устали, как:
- после уборки,
- отец, когда нес тяжелые сумки,
- муравей, который тянул палочку.
Отдохните, как:
- ребенок, который помогал маме пылесосить
- герой, который спасал людей.
2. Проективная методика «Дом, дерево, человек»
Инструкция для ребенка: «Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево, человека». На все уточняющие вопросы ребенка следует отвечать, что он может рисовать как ему заблагорассудится.
Стандартный лист бумаги складывается пополам. На первой странице в горизонтальном положении сверху печатными буквами написано «Дом», на второй - «Дерево», на третьей - «Человек», на четвертой - имя, фамилия ребенка, дата проведения. Записываются спонтанные высказывания, необычные движения. После окончания работы проводится беседа по рисунку: «Кого рисовал? Возраст нарисованного человека? Что он делает? Какое у него настроение? Напоминает ли он кого-то из знакомых?». Обычно вопрос перерастают в разговор о жизненных представлениях ребенка. Для анализа рисунка используется три аспекта оценки: детали рисунка, их пропорции, перспектива. Считается, что детали рисунка выражают осознание и заинтересованность. Пропорции рисунка отражают психологическую значимость, ценность вещей, ситуации, отношения. Перспектива показывает отношение человека к его психологическому окружению.
3. Заключительное упражнение. Игра «Странные встречи»
Цель: развивать у детей эмпатийность, умение «видеть» и понимать состояние окружающих, желание помочь.
Ход игры:
Дети выстроились в две линии (напротив друг друга). Дети, которые стоят в первой линии - демонстрируют положительные эмоции, а во второй - отрицательные. При встрече дети из «позитивного» ряда должны переориентировать своих «неутешительных» товарищей на позитив.
Ориентировочный набор эмоциональных состояний: радость, грусть, отчаяние, горе, страх и тому подобное.
После переориентации дети отвечают на вопрос:
- что ты почувствовал, когда увидел своего расстроенного друга?
- что ты сделал, чтобы товарищу стало лучше (расспрашивал, гладил по голове, рассказывал что-то веселое, прыгал, щекотал)?
- были ли действия успешными?
- что ты почувствовал, когда товарищ повеселел?
- тебе приятно приносить людям радость?
После беседы - ритуальное прощание: «Спасибо тебе, друг, что ты рядом».