Занятие 2 из коррекционно-развивающей программы психолога «Мир детских отношений»

Смотреть пояснительную записку к программе

I ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК

Получение информации об эмоциональном состоянии ребенка, его месте в семье, восприятие им своего места в семье, душевное равновесие дошкольника. Знакомство с кабинетом психолога, налаживание позитивных отношений между детьми.

Ход коррекционно-развивающего занятия  психолога для дошкольников

1. Разминка. Игра «Большие артисты»

Цель: создать рабочий позитив, формировать навыки совместной деятельности, внимательность к товарищу, раскованность. Формирование понятия «ценность моя и твоя».

Ход игры:

Дети стоят в кругу. Психолог предлагает наблюдать за товарищами и выполнять задание: «Детки, насуптесь, пожалуйста, как:

- осенняя тучка,

- злой человек.

Улыбнитесь, как:

- солнышко,

- кошечка,

- хитрая лисичка,

- ребенок, который ест мороженое,

- как будто вы увидели чудо.

Позлиться, как:

- ребенок, у которого забрали мороженое,

- два козлика на мостике,

- ребенок, которого обидели.

Испугайтесь, как:

- ребенок, потерявшийся в лесу,

- зайчик, который увидел волка,

- котенок, который боится собаки.

Вы устали, как:

- после уборки,

- отец, когда нес тяжелые сумки,

- муравей, который тянул палочку.

Отдохните, как:

- ребенок, который помогал маме пылесосить

- герой, который спасал людей.

2. Проективная методика «Дом, дерево, человек»

Инструкция для ребенка: «Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево, человека». На все уточняющие вопросы ребенка следует отвечать, что он может рисовать как ему заблагорассудится.

Проективная методика «Дом, дерево, человек»

Стандартный лист бумаги складывается пополам. На первой странице в горизонтальном положении сверху печатными буквами написано «Дом», на второй - «Дерево», на третьей - «Человек», на четвертой - имя, фамилия ребенка, дата проведения. Записываются спонтанные высказывания, необычные движения. После окончания работы проводится беседа по рисунку: «Кого рисовал? Возраст нарисованного человека? Что он делает? Какое у него настроение? Напоминает ли он кого-то из знакомых?». Обычно вопрос перерастают в разговор о жизненных представлениях ребенка. Для анализа рисунка используется три аспекта оценки: детали рисунка, их пропорции, перспектива. Считается, что детали рисунка выражают осознание и заинтересованность. Пропорции рисунка отражают психологическую значимость, ценность вещей, ситуации, отношения. Перспектива показывает отношение человека к его психологическому окружению.

3. Заключительное упражнение. Игра «Странные встречи»

Цель: развивать у детей эмпатийность, умение «видеть» и понимать состояние окружающих, желание помочь.

Ход игры:

Дети выстроились в две линии (напротив друг друга). Дети, которые стоят в первой линии - демонстрируют положительные эмоции, а во второй - отрицательные. При встрече дети из «позитивного» ряда должны переориентировать своих «неутешительных» товарищей на позитив.

Ориентировочный набор эмоциональных состояний: радость, грусть, отчаяние, горе, страх и тому подобное.

После переориентации дети отвечают на вопрос:

- что ты почувствовал, когда увидел своего расстроенного друга?

- что ты сделал, чтобы товарищу стало лучше (расспрашивал, гладил по голове, рассказывал что-то веселое, прыгал, щекотал)?

- были ли действия успешными?

- что ты почувствовал, когда товарищ повеселел?

- тебе приятно приносить людям радость?

После беседы - ритуальное прощание: «Спасибо тебе, друг, что ты рядом».