Занятие 1 из программы психолога по преодолению последствий стресса у дошкольников: «Установление контакта»

Программа занятий «Повышение устойчивости к переживанию последствий стресса дошкольниками после психотравматичных событий»

Цель: создать условия для безопасной работы в группе путем определения принципов группового взаимодействия и совместных правил.

Задания:

- познакомить участников группы

- формировать навыки общения, совместной игры;

- формировать навыки презентовать себя;

- научить взаимодействовать детей во время общения;

- создать атмосферу уникальности каждого ребенка.

Ключевые понятия: презентация себя, правила работы группы, качества, черты характера, уникальность.

Материал: Распечатанный экран погоды с кармашками. Цветные листочки бумаги на каждого

Ход занятия психолога со старшими дошкольниками

1. Приветствие.

Воспитатель знакомит с собой с помощью игрушки. Он приветствует детей и сообщает о начале, например: «Привет! Я мишка Тоша. Пришел к вам помогать психологу проводить интересные занятия, где дети все вместе будут играть, разговаривать, рисовать, для того чтобы стать сильнее и умнее, чтобы уметь преодолевать трудности и знать свои чувства и уметь их выражать».

Мы с вами узнаем:

- что такое эмоции и что с ними делать;

- что такое здоровье, что на него влияет и как оно зависит от нас самих;

- что нам помогает преодолевать трудности;

- как чувствовать себя счастливее.

Психолог. - Сегодня состоится первое занятие, посвященное знакомству, созданию основных правил работы группы. Каждый участник может представиться и познакомиться с другими. Преодоление стресса

2. Знакомство

Дети встают или сидят кругом. Психолог предлагает познакомиться

Игра «Что я люблю?»

Цель: формирование коммуникативных навыков, самораскрытие членов группы.

Правила игры: предложите детям поделиться тем, что они любят больше всего на свете в определенной «категории». Раздайте каждому ребенку форму для письменных ответов (или продиктуйте ее пункты). После заполнения разбейте детей на небольшие группы, где дети будут обсуждать написанное. Вот такой может быть «форма» для заполнения:

Что я больше всего люблю? __________________________________________

Мое любимое время года _________________________________________

Мое любимое животное ___________________________________________

Мое любимое место ______________________________________________

Мой лучший друг ______

Мой любимый вид спорта.

Моя любимая книга ____

Мое любимое занятие ____

Мой любимый фильм ______

Моя любимая телепередача

Моя любимая одежда________

3. Упражнение «Почему мы здесь? Что нас объединяет? »

Воспитатель: «Как вы считаете, почему мы здесь? Почему я вас попросила принять участие в занятиях?» (Ответы участников). «Действительно, все это так, у нас много общего, того, что нас объединяет. Выясним, что это».

Психолог бросает мяч и говорит: «Я люблю сладкое! Кто еще любит сладкое?», «У кого есть домашние животные?» И другие.

Возможные ответы участников:

- посещают один детский сад;

- занимаются спортом;

- любят сладости;

- имеют домашних животных.

Далее необходимо посчитать общие интересы и найти такой, что объединяет всех.

Комментарий:

На этапе выполнения этого упражнения, кроме положительных общих дел и качеств, могут возникнуть ситуации с негативной окраской (например, «мы переехали в этот город из-за чего-то», «мой лучший друг остался в другом городе» и т.п.).

Воспитатель: «Действительно, кроме приятных событий, иногда мы переживаем сложные времена и ситуации. Мы можем чувствовать себя не очень хорошо в такие времена. Можем чувствовать ужас, беспомощность, злость. Наши занятия помогут научиться чувствовать себя лучше, чувствовать большую радость от жизни и находить новые способы отдыха и получать удовольствие.

Во время наших занятий мы будем играть, рисовать, общаться, получать удовольствие, а также сможем делиться своими чувствами и впечатлениями от того, что с нами произошло, говорить о нашей жизни теперь и наших мечтах о будущем».

4. Принятие правил группы

Воспитатель: «Что необходимо, чтобы наши занятия были интересные, приятные и полезные для каждого?»

Варианты ответов участников: быть активными, выполнять предложенные задания и тому подобное.

- «Конечно, нам надо договориться, как мы будем относиться друг к другу, это нужно, чтобы каждый участник в группе чувствовал себя комфортно и безопасно. Скажите, пожалуйста, какие для этого необходимы правила?»

Ориентировочные правила работы в группе:

- слушать и слышать (один говорит - все слушают)

- быть активными;

- говорить по очереди;

- конфиденциальность;

- нельзя драться и наносить вред друг другу;

- все работы (рисунки и т.п.) будут храниться в отдельных папках (для каждого ребенка);

- возможно, дети предложат что-то интересное.

Информация для психолога:

Необходимо обратить внимание на такое правило, как «конфиденциальность». В этом случае правило конфиденциальности больше касается взрослых. Важно попросить родителей и воспитателей не спрашивать у детей подробности и детали занятий. Психолог также не рассказывает личную информацию относительно детей, их поведения и реакций, увиденных на занятиях. Но сами дети могут рассказать родителям о своем личном опыте, если они сами того желают. Если родители осторожны и не задают вопросов, дети самостоятельно устанавливают границы личного пространства и доверия в отношениях и это полезно для чувства безопасности.

Когда озвучены все предложения, происходит принятие правил для всех участников группы. Необходимо обсуждение каждого правила, для чего нужно. После того как вся группа принимает правило, психолог записывает его на плакате «Правила работы группы».

Комментарий для психолога:

Для эффективной работы желательно принять не более 7 правил. Для детей дошкольного возраста их лучше нарисовать. Важно, чтобы эти правила были доступны на каждом занятии.

5. Упражнение «Наши имена - уникальные»

После обсуждения правил хорошо вернуться к знакомству и сделать еще одно упражнение, чтобы углубить понимание детей самих себя и других.

Игра «Наши имена и мой портрет».

Цель: эмоциональная раскованность, самораскрытие членов группы.

Правила игры: детям предлагается вспомнить, как называют их окружение, то есть как называют их мама и папа, родственники, друзья. Затем нужно выбрать любимое имя и записать его в альбом. После этого детям предлагается нарисовать свой портрет.

Инструкция для детей: «У каждого человека есть свое имя, хотя некоторые из них повторяются. Наверное, в вашей группе, дворе есть мальчики и девочки, у которых одинаковые имена. Вы, наверное, замечали, что разные люди меняют или переиначивает ваше имя или что-то додумывают. Подумайте над этим и вспомните все те имена, которыми вас называют выберите то имя, которое больше всего вам нравится. А теперь здесь же нарисуйте себя, свой портрет».

6. Игра «Энерджайзер»

Комментарий:

Это время для физических упражнений, цель которых - физическая и эмоциональная разгрузка, учиться осознавать процессы в теле, а также почувствовать темп, ритм и энергию. Так как дети-дошкольники еще не совсем хорошо могут контролировать свои движения и силу прикосновения к другим, эти игры можно использовать частично в работе с родителями, чтобы они делали эти упражнения с детьми дома.

Вместо игры «Энерджайзер» очень хорошо давать детям время для свободной игры, где они самостоятельно структурируют свою активность и содержание игры. Но для этого нужен минимальный игровой набор (куклы, машинки, посуда и т.д.).

7. Экран погоды

стресс дошкольников, психическая травма дошкольника, преодоление стресса детей, программа психолога

Детям предлагается экран, на котором изображены рисунки с разной погодой: ясно, переменная облачность, небольшой дождь т.п. У каждого состояния погоды имеется карман. Детям предлагается положить в карманы цветной лист бумаги под той погодой, которая соответствует чувствам детей во время занятия.