Задания:
- познакомить с медитацией, а также концепцией безопасное место;
- научить навыкам управления плохими воспоминаниями;
- научить понимать, что мысли влияют на наши эмоции;
- усилить ощущение силы и удовлетворения в теле.
Ключевые понятия: чувства, ощущения, страх, безопасное место, медитация, плохие мысли.
Ход занятия психолога со старшими дошкольниками
1. Приветствие. Игра «Объятия»
Цель: эмоциональное сплочение группы, установление эмоционального контакта.
Правила игры: начинают двое участников - нежно обнимаются, потом их занимает третий, следующий обнимает уже трех и так до тех пор, пока не образуются одни большие «объятия».
Инструкция для детей: «Сейчас мы с вами попробуем создать наши общие объятия, такие огромные объятия для нас всех. Правда, хорошее? Для этого сначала обнимутся двое, теперь к ним пусть присоединится третий, затем - четвертый и так далее. Понятно? Начинаем!».
2. Знакомство. Игра «Я - хвастаюсь»
3. Актуализация темы: «Плохие воспоминания. Сложные чувства».
Упражнение на обучение медитации, актуализация фантазии и воображения («Безопасное место»).
Психолог. - «Когда с нами что-то случается, особенно очень неприятное, мы не можем этого забыть, неприятные воспоминания приходят снова и снова. Вы даже можете попробовать отогнать воспоминания, но они все равно будут возвращаться, возможно, в ваших снах или когда вы услышите шум, или что-то другое напомнит вам об ужасном событии.
Мы сейчас будем учиться тому, как прогонять неприятные воспоминания.
Тоша: «И я с вами также поучусь».
Сегодня мы научимся использовать наше воображение, чтобы создавать приятные образы и чувства. Когда мы себя чувствуем плохо, полезно представить место, где нам хорошо и где мы чувствуем себя в безопасности. Я прошу вас вспомнить такое место, где вы чувствуете себя в безопасности, спокойно и счастливо. Это может быть реальное место, где вы были, или место, о котором вы слышали и хотите там побывать, или место, которое вы придумали сами»
Комментарий:
Возможно, некоторым детям будет сложно представить себе безопасное место, тогда нужно предложить такое место нарисовать. В процессе подготовки важно создать безопасную среду, где детям не будут мешать посторонние звуки. Маленькие дети могут испытывать дискомфорт из-за закрытых глаз, поэтому они могут делать упражнения не закрывая глаз. Если ребенок отказывается от участия в упражнении, принуждать к участию не надо. После завершения медитации предложите детям сделать рисунок по мотивам воображения.
После этого посмотрите рисунки все вместе и отметьте в каждом что-то интересное.
4. Мысли и чувства
«А сейчас мы поговорим с вами, как наши мысли влияют на то, как себя чувствуем. Вот пример о двух мальчиках: однажды утром первый мальчик проснулся и увидел, что за окном идет сильный дождь. Он подумал: «Ужасно! Будет шторм, и что-то плохое должно произойти». Как вы думаете, что он почувствовал?
Второй мальчик проснулся и увидел дождь за окном. Он подумал: «Это прекрасно! Я обожаю играть под дождем и не пойду на зарядку».
Как вы думаете, что он почувствовал?
Вы видите, оба мальчика проснулись в одной и той же ситуации, но их чувства были совершенно разные.
Это очень полезно, научиться управлять вредными мыслями и менять их на хорошие. В жизни это сделать трудно, потому что мы можем не замечать наши мысли, так же, как и дыхание. Они возникают сами по себе. Но если ты обращаешь внимание на дыхание, ты можешь его контролировать. Так же и с мыслями. Сначала нужно научиться замечать плохие, вредные мысли. Сейчас поиграем!».
Игра «Поймай рыбу»
Комментарий:
Принесите с собой рыбок, вырезанных из цветного картона. Верхняя сторона рыбки остается пустой, на нижней - полезные и вредные мысли: «я люблю маму», «я веселый» или «я плохой», «я должен» и другие. Если дети не могут читать, психолог читает вслух для каждого. «Дети, мы идем ловить рыбу. Снизу написаны разные мнения: полезные и вредные. Мы будем ловить только полезную рыбу». После того как ребенок ловит рыбу, вы называете мнение, и ребенок решает - оставить или нет. Если хорошая мысль, попросите ребенка описать, как эта мысль может пригодиться в жизни.
Чувство
Страх
Грусть
Спокойствие,
Уверенность
Печаль
Надежда
Уверенность
Полезные мысли
У меня есть родители, воспитатель и друзья
Я найду друзей, которым нравится то же, что и мне
Мир не всегда опасен
Вредные мысли
В новом саду мне не рады
Мне не к кому обратиться за помощью
Мир - это опасное место
5. Энерджайзер. Упражнение «Воздушные шары»
- «Мы хорошо поработали и сейчас немного отдохнем. Будем играть в «Воздушные шарики».
Поощряйте детей к активному движению, чтобы они громко дышали и хорошо двигались.
6. Ритуал группы
7. Оценка занятия. Экран погоды