Цель: развитие эмоциональной сферы ребенка, снятие эмоционального напряжения, создание позитивной атмосферы, развитие воображения, фантазии, развитие мелкой моторики рук.
Здоровьесберегающие технологии: логоритмика, песочная терапия, криотерапия, гимнастика для глаз, музыкотерапия.
Оборудование: панно «Водный мир», указка, лед, емкость для льда, салфетки, песок и клеенки на каждого ребенка, разноцветные медузы из картона на каждого ребенка по две, разноцветные шнуровки, «Волшебное стекло», кисти, вода, гуашь, зубные щетки для рисования, тряпочки и полотенца.
Ход занятия психолога в детском саду
Психолог: Дети, скажите мне, пожалуйста, какая пора года началась? А давайте представим теплое время, и сегодня нас ждет необычное путешествие по сказочным водяным мирам, а чтобы его начать, нужно всем сначала поздороваться друг с другом.
Друг к другу повернитесь, поздоровайтесь (приветствуются) улыбнитесь.
И пошлите всем в подарок воздушный поцелуй.
Психолог: Ну что, готовы в путь. А поможет нам открыть волшебные двери в водный мир это панно. (показываю на дидактическое пособие «Водный мир») Но сначала нужно произнести волшебные слова
Пальчиковая гимнастика
Море, я бегу к тебе, (сжимать и разжимать кулачки)
Надо мной безоблачное небо, (разводят руками над головой)
На берег волны набегают (волнообразные движения кистями рук)
И со мной они играют (пальчики расставлены веером и делаем движения влево, вправо)
(дети садятся полукругом возле пособия)
Психолог: Дети, давайте представим, что это море, вода в нем – сине-голубая, прозрачная, теплая. Здесь проживает много жителей. Рыбы, медузы, осьминожки, улитки, и много других еще растут водоросли-это все живая природа. А на дне морском находится песок и морские камни, они желтого цвета, но это неживая природа.
Я вам загадаю загадку про морских жителей, а вы слушайте внимательно и скажите про кого она.
В реках, морях, прудах проживают.
Молчат, хотя рот все время открывают.
Кто это? (рыбы)
Психолог: Да. Это конечно же рыбы. Маша подойди и покажи рыбку. Какие части тела есть у нее. Ваня, покажи верхние и нижние плавники. Настенька а рулем какую часть тела считают? Давайте поиграем в игру.
Дидактическая игра «Что есть у рыбки?»
У людей – руки, у птиц – крылья, у зверей – лапы, а у рыб? (плавники)
У людей – кожа, у птиц – перья, у зверей – мех, а у рыб (чешуя)
Что есть позади тела у рыб, так же как и у всех животных? (хвост)
Люди дышат легкими, а рыбы? (жабрами)
Психолог: Какие молодцы и все вы знаете.
(Звучит шум моря и заходит Морская царевна)
Психолог: Как вы думаете, кто к нам пожаловал? (Ответы детей). К нам пожаловала Морская царевна
.
Морская царевна: Дети я живу в водяном царстве, но море, так же как и люди может быть добрым и злым. А вы знаете, что таким деткам как вы нельзя ходить одним на водоемы? – Какие вы молодцы все знаете. А чистоговорки произносить умеете?
(Дети встают и произносят вместе с Морской царевной чистоговорки, движениями повторяя их ритмический рисунок)
Ше – ше – ше – ше – ше – ше
(ногами протоптать ритмический рисунок)
Нам на море лучше.
(руки на поясе, повороты влево и вправо)
Сок – сок – сок – сок – сок – сок
(ногами протоптать ритмический рисунок)
Греет солнышко песок.
(потянуться руками вверх и наклониться, достать кончиками пальцев до пола)
Ас – ас – ас – ас – ас – ас – ас
(ногами протопали ритмический рисунок)
Воздух морской полезен для нас.
(развести руки в стороны)
Морская царевна: – Дети, скажите, а какая сейчас пора года? А с наступлением холодов, что образуется на водоемах? (ответы детей – лед) Да. А самые красивые ракушки и камешки прячутся на самом дне. Я вам их принесла. Давайте попробуем среди льдинок отыскать морские камешки.
Проводится криотерапия (бассейн с кубиками льда и камнями, дети выполняют задание. Выполнив, вытирают руки сухими салфетками)
Морская царевна: Посмотрите, сколько замечательных красивых камешков вы нашли. Возьмите их с собой на память о нашей встрече. Замерзли наши ручки? Давайте скорее их согреем.
Проводится пальчиковая гимнастика
Мы ладошки все согреем: станут теплые и мягкие (трут ладонь о ладонь)
Моем глазки, моем щечки, отгоняем мысли грязные. (слова имитируют движениями)
Психолог: Спасибо тебе Морская Царевна за замечательные подарки.
Включается аудио запись шума моря
Морская царевна: До свидания меня еще ждет много дел.
Психолог: До свидания. (дети прощаются) Дети, послушайте шум волн. Кто может повторить, как шумят волны (ш – ш – ш ) когда волна катится на берег: ш – ш – ш , а когда катится в море шелестит по камням: с – с – с .
Психолог: У вас на столах лежит песок, давайте нарисуем на песке, как катятся волны и как они уходят в море.
(На салфетке лежит песок, дети рисуют пальцами волну, волнообразными движениями и произносят: ш – ш – ш, потом точечными и быстрыми движениями всех пальцев стирают волну и произносят: с – с – с. Сначала правой, потом левой рукой).
Дети вытряхивают руки от песка и вытирают влажными салфетками.
Психолог: Дети, давайте пройдем к нашему «Подводному миру» и рассмотрим еще одного жильца.
На красочном дне океана, среди рифов и кораллов можно встретить немало жителей, и среди них – замечательных осьминожек.
Артем, у нас есть осьминожка? Подойди и покажи. А почему ее называют осьминожкою? (ответы детей) А у нее есть подружка, вот она (появляется оранжевая игрушка – осьминожка)
Проводится гимнастика для глаз.
Психолог: Попробуем проследить за ней, но следить нужно тихо, одними глазами, чтобы не спугнуть осьминожку.
Двигаю ею сначала влево потом вправо.
Вверх потом вниз.
Психолог: Дети, вы, наверное, купались в море и конечно видели медуз. Наташа, покажи нам медузу, а что это у нее? Тело медузы имеет форму зонтика. По бокам свисают щупальца, которые жалят, как крапива, но у нас медуза сказочная.
Поиграем сегодня мы, еще и с веселыми медузами.
У каждого из вас есть по две медузы. Но щупальца смешались и вам нужно найти и привязать соответствующего цвета щупальца.
Дидактическая игра «Прикрепи медузе щупальца»
(На каждого ребенка дается две медузы разного цвета, полукруг из цветного картона, по нижнему краю каждого полукруга сделаны отверстия, и наборы шнуровок такого же цвета. Дети подбирают шнуровки соответственно цвету своей «медузы», и привязывают их. Это щупальца)
Во время выполнения задания звучит музыка моря.
Психолог: А хотите посмотреть, как щупальца медузы играют в воде, возьмите медузу с двух сторон, поднимите и подуйте на щупальца.
Проводится дыхательная гимнастика.
Вдох носом, выдох ртом.
Я вижу молодцы вы, друзья, помогли всем медузам.
Море ласково шумит, к приключениям нас всех манит.
Я хочу чтобы вы проявили свою фантазию и нарисовали свой «Водный мир» на «Волшебном стекле». Договоритесь кто, что будет рисовать. Чем и каким цветом. Какого цвета вода в море? (прозрачная)
(Дети договариваются, делятся на две группы. Одна подгруппа рисует с левой стороны, другая с правой, во время работы звучит музыка)
Итог. Рефлексия
Психолог: Какие вы молодцы. Какой невероятный рисунок вы нарисовали. Понравилось ли вам наше путешествие в подводный мир? Что запомнилось вам больше всего? А что было трудно во время путешествия?
(Дети высказывают свои впечатления)
Психолог: Вот и закончилось наше путешествие, но мы с вами еще не раз посетим этот загадочный «Подводный мир», где мы были не просто детьми, а маленькими Творцами.