Психологический портрет ребенка 6 года жизни

Этот возраст является периодом расцвета сюжетно-ролевой игры. Обогащаются содержание и формы других видов деятельности ребенка. Значительную роль играет обучение.

Ведущая деятельность дошкольников 5 лет

Происходит дальнейшее усложнение сюжетов игры, растет их разнообразие и развернутость. Детей интересуют не только локальные события с их собственного опыта, но и имеющие значение в пределах всего человеческого общества. Часто воспроизводятся эпизоды из жизни людей разных профессий (воспитатель, учитель, врач, рыбак, капитан морского судна, водитель, продавец, директор магазина, контроллер транспорта). Основное в игре - передача ролевых отношений, однако дети не просто передают человеческие отношения, но и моделируют их. Игра набирает творческий характер.

Дети самостоятельно подбирают материал к игре. Чрезвычайно привлекательными для детей становятся аксессуары, обозначающие роль (бинокль, платок медсестры). Если какой-то материал или аксессуары игры отсутствуют, то дети самостоятельно изготавливают их.

Развиваются другие виды и подвиды сюжетно-ролевой игры; режиссерские, игры-фантазии, игры с правилами. В режиссерской игре, когда ребенок составляет сюжет и роли, раздает их игрушкам, а потом сам их передвигает, отражается стремление ребенка управлять событиями жизни, управлять другими. Желание воплотить в игре чрезвычайные, невероятные образы своего воображения, способность создать в фантазии сюжет, к тому же, возможно, нестандартного характера, и развернуть его в представлении порождают ответную игру фантазии. Игра с правилами в этом возрасте доказывает, что дети впервые осознают определенную степень значение выигрыша, стремятся к достижениям, получают от них эмоциональное удовольствие. Об этом свидетельствует и то, что детей больше интересует результат игры-соревнования, а не ее процесс, хотя обычно в игре дети ориентированы именно на процесс. Игра с правилами важна в нескольких аспектах:

- в процессе развития игры развиваются отношения между членами детского коллектива.

- она объединяет детей, обогащает их реальный опыт взаимоотношений.

Другие виды продуктивной деятельности

Шестой год жизни - возраст развития рисования. Именно в этот период осуществляется переход к сюжетному рисованию. Созданию самих рисунков предшествует развернутый план. Он становится все более устойчивым. Наивность и открытость чувств - характерные признаки воспроизводимых образов.

Приобретает дальнейшее совершенствование конструирование. В пять лет ребенок уже может конструировать как при условии, что предлагает взрослый, так и по собственному замыслу. Формируются простейшие обобщенные способы построения образа: операции пространственного мышления, навыки пространственного изменения или замены деталей конструкции, сочетание множества различных деталей, построения целостной основы будущей постройки. Как и в рисовании, так и в конструкторской деятельности ей предшествует замысел и составление плана его выполнения.

В этот возрастной период у детей наблюдается богатый и разнообразный опыт выразительных музыкальных действий, одновременно ориентировочно не в один, а на несколько средств музыкальной выразительности (темп, тембр, динамику). Певческий голос еще достаточно слаб, поэтому возможно выразительное исполнение только несложных песен.

Для художественно-речевой деятельности характерно желание ребенка создавать собственные сказки, необычные истории, выдумки. Он рассказывает эти истории выразительным, громким голосом с богатой интонацией. Во время восприятия литературных произведений внешние проявления эмоционального восприятия и отклика на события в меньшей степени выражены, чем в предыдущие возрастные периоды, однако внутренняя эмпатия высока. Наибольшее понимание содержания литературного произведения происходит через его воспроизведение.

Наблюдаются значительные индивидуальные различия в предпочтении репродуктивным или творческим формам деятельности.

Существенную роль начинают играть элементы учебной и трудовой деятельности. Дети пяти лет могут систематически выполнять посильные трудовые обязанности. Они пытаются сделать что-то полезное для других. Зарождается понимание общественного значения труда. Именно осознание значения собственных действий для других и обязательности получения запланированного результата придает этим действиям характеристику трудовой деятельности. В процессе труда формируются навыки совместной деятельности, а именно: вместе планировать действия, подчинять их поставленной цели, добиваться выраженного результата. Сначала все это происходит при участии и под руководством взрослого. Организация деятельности детей, когда дети осознают, что их участие и качество работы является составной общего результата, способствует формированию трудовых действий.

Пятилетние дошкольники начинают отличать учебные задания от игры, практических жизненных ситуаций, с интересом относятся к учебе, но воспринимают и запоминают только те знания, которые можно непосредственно использовать в игре или в художественной деятельности. Дети обращаются к взрослым с просьбой оценить правильность выполнения учебных задач. У старших дошкольников понимание различия между серьезным делом, занятием и игрой приобретает еще более выразительный характер. Этому способствует ощущение важности занятий, осознание себя на пороге новой, школьной жизни. Дети стремятся учиться. Появляется особый интерес к чтению, обучению математике, потребность проявить себя в этих видах деятельности. Развиваются учебные умения осознания задачи, способа действия, самоконтроля в процессе выполнения заданий, самооценки учебных достижений. Однако подавляющее количество детей, по-прежнему склонно переоценивать свои возможности.

Процесс обучения сопровождается положительными интеллектуальными эмоциями. При этом дети видят путь к удивительным открытиям. Поэтому неучет в процессе обучения возрастных особенностей детей, образности их мышления, эмоциональности (репродуктивные методы обучения, слишком абстрактный характер материала, отсутствие ситуаций, полны светлой радостью познания и т.д.) отражается не только на качестве обучения, но и в целом на личностном развитии ребенка.

Развитие познавательной сферы ребенка 6 года жизни

Восприятие.

В пять лет обследование предмета приобретает систематизированный плановый характер. Оно уже не имеет глобального характера, выделяется свойство предмета, и само это отдельное свойство является объектом специального рассмотрения. Свойство предмета называется словом и становится категорией познавательной деятельности (категории цвета, величины, формы, пространственных отношений). Усиливается осознанное восприятие. Совершенствуется восприятие пространства и времени.

В конце шестого года восприятие становится еще более целенаправленным, точным и обобщенным. Ребенок правильно видит пропорции предметов, выделяет пространственные, цветные ритмы, видит перспективные отношения в рисунке.

Память.

Дети продолжают овладевать умением выделять цель, то есть сами намечают запомнить то, что необходимо. К операциям запоминания относится не только громкое повторение, но и повторение шепотом. Становится доступным смысловое запоминание, основанное на понимании материала, установлении значимых связей между частями информации. Однако непроизвольная память более производительная, особенно если она связана с проявлениями интересов, интеллектуальных, эстетических, нравственных эмоций.

Мышление.

Происходит бурное развитие наглядно-образного мышления. Появляется способность использования в мышлении модельных образов, которые с помощью схем, символов, которые материализуют скрытые связи между предметами и явлениями. Благодаря этой способности возможны: понимание отношений различных предметов, их составляющих, понимание отношения части и целого (например содержание вычитания и сложения), конструирование по простому чертежу (например корабля), понимание развития сюжета сказки и тому подобное.

Экспериментирование с новым материалом с целью открытия нового - еще одна важная характеристика мышления этого возрастного периода. У детей с высоким уровнем познавательного развития оно имеет четкий, последовательный («шаг за шагом») характер. Каждый шаг преобразований заканчивается анализом изменений, а затем наступает новый шаг. Сам процесс поиска преобразований материала имеет все признаки творчества: комбинирование действий, дивергентность мышления.

Процесс экспериментирования может осуществляться не только наглядно, но и мысленно. Благодаря экспериментированию, ребенок неожиданно получает новые знания. Развитые умения по экспериментирования, комбинаторные действия, последовательность и четкость преобразований - признаки высокого интеллекта и одаренности.

Возможность высокого уровня развития экспериментирования мысленно, а также его четкая последовательность свидетельствуют о том, что в этом возрасте начинает развиваться словесно-логическое мышление. Дети рассуждают о явлениях, делают элементарные выводы. Развивается умение подробно и последовательно рассказывать о тех или иных событиях. Однако в детской логике могут быть ошибки, когда ребенок не может в совокупности проанализировать все детали ситуации или интеллектуальной задачи, выделить в них главное.

психологический портрет ребенка 5 лет, психологический портрет ребенка 5 6 лет, ребенок 5 6 лет психология

Результатом обучения и развития мышления является то, что ситуативные представления о мире систематизируются и становятся знаниями. Среди них различают:

устойчивые и стабильные знания,

знания-догадки, гипотезы.

Формируются обобщенные способы мышления: сравнение, отыскание сходства, различий, классификация, анализ, сочетание и тому подобное.

Развивается способность видеть противоречия в явлении и возможность прогнозировать будущие события.

Вопросы ребенка в основном направлены на познание мира, получение знаний.

Речь.

В пять лет заканчивается сенситивный период развития речи. Это означает, что основные его составляющие, которые оказываются в таких его показателях, как: активность, связность (диалогичность), понимание другого, тесная связь с мышлением и т.д., - должны быть сформированы в этот период. Дети пользуются развернутыми фразами, могут составить небольшие сюжетные рассказы.

В конце шестого года появляется объяснительная речь. К шести годам дети свободно говорят, выражают свои впечатления и мысли, им доступен звуковой анализ речи.

Воображение все больше набирает творческий характер. Ребенок способен предвидеть будущее, может представить не только конечный результат своей деятельности, но и его промежуточные этапы.

Пять лет - период расцвета наивной креативности ребенка, который базируется, с одной стороны, на ярких образах, эмоциональности, импульсивности и живости поведения ребенка, а с другой, на незнании законов логики, общих закономерностей явлений, отсутствия жестко закрепленных правил мышления. Вместе с тем, развитие более тесных связей с речью, формирование произвольности в возникновении продуктов воображения, критичность мышления, стремление к подражанию других и нормативности поведения у детей старшего дошкольного возраста создают условия возникновения диалектических противоречий в развитии воображения.

К концу дошкольного возраста ребенок различает воображаемое и вымышленное, фантастическое и реальное.

Внимание.

В конце шестого года имеется произвольное внимание. Дети могут целенаправленно, сознательно выделять предметы из окружения, которые им нужны, сосредоточиться на них.

Эмоциональное развитие

Дети старшего дошкольного возраста более сдержанные и менее обидчивы. В конце шестого года могут скрыть страх, агрессию, слезы. Усваивают «язык» чувств: мимику, жесты, позы, интонации голоса и тому подобное. Происходит дальнейшая дифференциация чувств. Теперь уже дети способны испытывать гордость, жалость, ревность, зависть. В отношении детей других возрастных категорий возникает специфическое чувство «старшинства».

Сильные переживания у детей могут вызвать недоразумения со взрослыми и сверстниками. Другими источниками чувств оценивается красота природы, вещей, произведения искусства.

Развитие волевой сферы

Дети пяти лет могут ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, правильно оценивать результаты собственных действий. В конце шестого года ребенок может подчинять свое внимание требованиям взрослого и осознавать эту необходимость. Развивается способность предвидеть последствия действий. Формируется чувство ответственности за свое поведение, элементы самоконтроля. Ребенок подчиняет свои действия цели, но привлекательные обстоятельства могут отвлечь его внимание от намерений. Способность подражать положительному эталону поведения лучше реализуется в присутствии взрослого.

Контроль собственного поведения становится более длительным и устойчивым.

В старшем дошкольном возрасте ребенок приобретает способность произвольно управлять познавательными процессами, однако это управление происходит довольно трудно.

Развитие личности

К старшему дошкольному возрасту дети принимают оценки их поведения и личности на веру. В конце шестого года представление о себе становятся более самостоятельными. Растет критичность детской оценки. Однако самооценка все еще остается завышенной, и это является нормальным проявлением психического развития ребенка.

В этот период формируются новые качества личности: чувство справедливости, адекватное переживание удачи или неудачи, способность регулировать совместную деятельность, коллективизм, дисциплинированность, сдержанность, ответственность.

Ярко выраженная потребность в общении со сверстниками приводит к самопроизвольному сравнению себя с другими, в подражании действиям другого. В этот период также резко возрастает стремление к участию в каком-либо деле с другими. В конце шестого года возникают сообщества детей, занимающихся одной деятельностью, игрой (3-4 детей, иногда у мальчиков - 8-9 человек). Оказываются элементарные формы групповой солидарности. Дети начинают выделять личные свойства сверстников: «очень хороший», «хорошо прыгает» и другие.

Под влиянием усвоения норм и правил формируются этические стандарты поведения.

Возможны кризисные периоды

Возможности ребенка переросли виды деятельности, в которых он задействован, и прежде всего - игре: социальная ситуация развития: «Я большой»-притязание на роль взрослого, осознание роли школьника, стремление к самостоятельности. Поэтому ребенок с радостью воспринимает перспективу поступления в школу.

Новообразования старшего дошкольного возраста

Становление иерархии мотивов деятельности (на первый план выступают мотивы нравственного содержания); формирование дифференцированной самооценки; возникновение потребности в общественно значимой деятельности; способность к рефлексии; антиципация (предвосхищение возможных действий и оценок со стороны других, предупреждение той или иной ситуации).