Занятие №5 по развитию эмоциональной сферы: «Как можно посочувствовать?»

Цель:

- научить детей правильно выражать свои чувства;

- тренировать в распознавании эмоций;

- развить чувствительность к эмоциям, состояниям других людей, развить умение общаться;

- научить детей выражать сочувствие, улучшать настроение расстроенных людей;

-  способствовать развитию внимания.

Ход занятия

Ритуал начала занятия «Передай улыбку и хорошее настроение»

Упражнение «Рассеянные»

Игроки идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются вокруг и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Музыкальное сопровождение: «Марш»

Беседа «Как можно посочувствовать?»

Дети, вам всегда бывает весело? Или иногда вам бывает грустно, плохо. Бывает, что вас кто-то обидит, или вы ударитесь, и, наверное, хотите, чтобы вам кто-то посочувствовал. Так и другому ребенку или взрослому: когда им плохо, хочется, чтобы их утешили. Давайте поговорим о том, как можно посочувствовать, утешить.

- Как Вас жалеет мама?

- Что можно сказать человеку, чтобы он успокоился?

- Что можно сделать?

- Как вы будете вести себя, если у мамы болит голова?

- Если сестренка или братик ударились?

- Если заболела собака или кошка?

- Почему человеку может быть плохо?

- Во всех случаях нужно сочувствовать одинаково?

Даже если вы спешите, у вас нет желания, все же обязательно нужно пожалеть того, кому плохо, больно. Делайте с людьми так, как бы вы хотели, чтобы поступали с вами. Делайте людям добро, и оно вернется к вам.

Этюды на выражение страдания и печали

1. «Мой живот болит»

Двое медвежат Том и Tим съели вкусные, но грязные яблоки. И у них очень заболели животы. Медвежата жалуются: «Наши животики болят, нас тошнит. Мы не хотим уже есть яблок, мы заболели».

Выразительные жесты. Руки прижаты к животу, живот втянут, брови подняты. Психолог предлагает медвежатам пожалеть друг друга.

2. «Я так устал»

Старый дедушка несет тяжелую сумку. Вот он устал, поставил сумку у своих ног и говорит: «Я устал, я так устал».

Выразительные движения: стоит согнутый, руки висят вдоль тела, плечи опущены. Психолог предлагает одной группе детей стать дедушкой, а другой помочь отнести сумку. Затем дети меняются ролями.

Рисование «Какого цвета доброта?»

Ритуал завершения занятия «Лучики солнца»

Руки протянуть вперед и соединить их в центре круга. Тихонько постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.