Цель:
- научить детей правильно выражать свои чувства;
- тренировать в распознавании эмоций;
- развить чувствительность к эмоциям, состояниям других людей, развить умение общаться;
- научить детей выражать сочувствие, улучшать настроение расстроенных людей;
- способствовать развитию внимания.
Ход занятия
Ритуал начала занятия «Передай улыбку и хорошее настроение»
Упражнение «Рассеянные»
Игроки идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются вокруг и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Музыкальное сопровождение: «Марш»
Беседа «Как можно посочувствовать?»
Дети, вам всегда бывает весело? Или иногда вам бывает грустно, плохо. Бывает, что вас кто-то обидит, или вы ударитесь, и, наверное, хотите, чтобы вам кто-то посочувствовал. Так и другому ребенку или взрослому: когда им плохо, хочется, чтобы их утешили. Давайте поговорим о том, как можно посочувствовать, утешить.
- Как Вас жалеет мама?
- Что можно сказать человеку, чтобы он успокоился?
- Что можно сделать?
- Как вы будете вести себя, если у мамы болит голова?
- Если сестренка или братик ударились?
- Если заболела собака или кошка?
- Почему человеку может быть плохо?
- Во всех случаях нужно сочувствовать одинаково?
Даже если вы спешите, у вас нет желания, все же обязательно нужно пожалеть того, кому плохо, больно. Делайте с людьми так, как бы вы хотели, чтобы поступали с вами. Делайте людям добро, и оно вернется к вам.
Этюды на выражение страдания и печали
1. «Мой живот болит»
Двое медвежат Том и Tим съели вкусные, но грязные яблоки. И у них очень заболели животы. Медвежата жалуются: «Наши животики болят, нас тошнит. Мы не хотим уже есть яблок, мы заболели».
Выразительные жесты. Руки прижаты к животу, живот втянут, брови подняты. Психолог предлагает медвежатам пожалеть друг друга.
2. «Я так устал»
Старый дедушка несет тяжелую сумку. Вот он устал, поставил сумку у своих ног и говорит: «Я устал, я так устал».
Выразительные движения: стоит согнутый, руки висят вдоль тела, плечи опущены. Психолог предлагает одной группе детей стать дедушкой, а другой помочь отнести сумку. Затем дети меняются ролями.
Рисование «Какого цвета доброта?»
Ритуал завершения занятия «Лучики солнца»
Руки протянуть вперед и соединить их в центре круга. Тихонько постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.