Данное занятие-седьмое из серии занятий коррекционно-развивающей программы психолога в детском саду по развитию интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Состоит из 1 упражнения и 3 игр.
Игра «Музыкальное совпадение»
Цель:
- развитие умения слушать и замечать малейшие изменения в звуках.
Оборудование: различные мелкие предметы, около десяти пустых контейнеров для фотопленки.
Подготовительный этап. Положите одинаковое количество каждого из предметов (или вещества) в два контейнера. Например, в два контейнера насыпьте соль, в два - рис и так далее. Подойдут также пуговицы, фасоль, гравий, песок и мелкие монетки. Один контейнер каждого типа дайте каждому ребенку, один оставьте себе.
Ход игры
Потрясите любой контейнер и попросите ребенка найти контейнер, который звучит так же. Теперь очередь детей потрясти один из своих контейнеров, а ваша задача - найти аналогичный у себя. Некоторые звуки легко распознать, скажем, шум монет и шум риса. Чтобы различить звуки песка и соли, нужно внимательно прислушиваться.
Варианты. Поочередно попробуйте отбивать ритм. Например, дважды встряхните контейнер с солью, четыре раза - контейнер с фасолью, и у вас получится простой ритм 2: 4. Повторите комбинацию несколько раз и предложите детям последовать вашему примеру, используя свои контейнеры.
Игра «Бросание мяча по категориям»
Цель:
- приобретать опыт в наименовании и понимании категорий;
- тренировать память и умение слушать;
- учить выявлять сходство между группами предметов.
Оборудование: обычный или набивной мяч или что-нибудь, что можно легко поймать.
Ход игры
Участники садятся в круг. Выберите категорию, например: названия цветов, деревьев, имена друзей, имена, начинающиеся с определенной буквы, любимые продукты, формы, планеты, названия стран, предметы, изготовленные из древесины, предметы мебели и так далее.
Предположим, вы выбрали категорию «мебель». Дайте первому игроку обычный или набивной мяч.
Первый участник называет предмет мебели и бросает мяч другому, который называет другой предмет. Дети перебрасывают мяч до тех пор, пока все игроки не примут участие или пока никто не сможет больше придумать никакого ответа.
Варианты. Можно играть с группой детей, которые только познакомились; так они получат возможность ближе познакомиться друг с другом.
Категории могут быть такими: «места, где я побывал», «места, где я хочу побывать», «пища, которая мне нравится», «еда, которая мне не нравится», «виды спорта, которыми я занимаюсь», «виды спорта, которые я люблю смотреть», «телепередачи, которые я никогда не пропускаю» и т.д.
Можно также изменять способ передачи мяча: его можно катить ногой, передавать правой рукой, а ловить левой т.п.
Игра «Хранитель времени»
Цель: развивать память, внимание, учиться выжидать определенное время, создать положительную эмоциональную атмосферу.
Ход игры
Группа игроков становится в одном углу большой комнаты или поля, а один ребенок - в другом. Он зовется Хранитель времени.
Группа дружно кричит: «Хранитель времени, который час?». А Хранитель времени отвечает: «Десять часов» (или любое другой время, какое ему понравится). После чего дети делают десять шагов вперед к Хранителю времени. И снова повторяют свой вопрос, а он отвечает, пока участники не приблизятся к нему очень близко. Тогда он кричит: «Север». И здесь все дети со всех ног бросаются назад к начальной линии, преследуемые Хранителем времени. Все, к кому он успел прикоснуться, остаются на его стороне, и каждый из них тоже становится Хранитель времени. Игра продолжается до тех пор, пока на противоположной стороне не останется один ребенок, который становится Хранителем времени в следующей игре.
Когда собирается группа Хранителей времени, лучше будет, если дети станут называть время по очереди. В противном случае наиболее громкоголосый все время выкрикивает время, а нетерпеливые кричат: «Север», когда группа еще слишком далеко.
Варианты. Вместо Хранителя времени могут быть Волк, Тигр. Дети, играющие Кенгуру могут, например, прыгать, а не просто делать шаги вперед. Дети, играющие с Тигром, могут делать тигриные шаги вперед. А сигнальным словом в данном случае может служить не «север», а «обед».
Упражнение «Затерянные сокровища»
Цель:
- учить «слушать» с помощью пальцев, развивать сосредоточенность и концентрацию внимания, психомоторику;
- закреплять счет, повышать уверенность детей в себе.
Оборудование: пакет риса, коробка, различные мелкие предметы.
Подготовка. Высыпьте рис в коробку. Чем больше риса, тем более увлекательная будет игра. Соберите по паре различных мелких предметов (ложки, скрепки для бумаг, пуговицы, монеты, карандаши и т.д.). Спрячьте в рисе по одному предмету.
Ход упражнения
Раздайте детям по одному предмету, попросите их подержать в руках, а затем найти в рисе пары к каждому. Искать дети могут только на ощупь.
Можно закопать в рисе все «сокровище». Сообщите, например, что вы спрятали в рисе десять предметов, и проверьте, смогут ли они найти их все. (Магнитные буквы, которые крепятся к холодильнику, прекрасно подходят для этой игры.)
После этого предложите детям скрыть несколько предметов для вас.
Варианты:
- песочные сокровища. Если у вас есть песочница, попробуйте такой вариант. Соберите различные предметы, спрячьте их в песок. (упражнение песочной терапии)