Цель:
- формировать у дошкольников знания о правах детей;
- учить определять, когда права детей нарушаются, акцентировать внимание детей на том, что все дети имеют равные права.
- предупреждение жестокого обращения с детьми.
Оборудование: Демонстрационные карточки (ситуации взаимодействия детей между собой и взрослыми).
План занятия психолога:
1. Упражнение «Надо вместе поздороваться»
2. Прослушивание стихотворения с последующим обсуждением.
3. Картинки с ситуациями взаимодействия детей между собой и взрослыми (что относится к нарушению прав ребенка, жестокого обращения с ним).
4. Пословицы о дружбе.
5. Упражнение «На волшебной карусели ... мы катаем ... все знаем о ней (нем) мы рассказываем (хорошие качества ребенка)».
6. Упражнение «Прогноз погоды»
7. Упражнение «Частичка добра».
8. Итог занятия.
Ход занятия психолога в подготовительной группе:
I. Упражнение-приветствие
Надо вместе поздороваться:
«Добрый день!»
Дружно и весело сказать:
«Добрый день!»
Вправо - влево повернуться,
Друг другу улыбнуться.
Можно немного попрыгать
И в ладоши похлопать.
А теперь все вместе в круг присядем
И занятие начнем!
II. Прослушивание стихотворения
Цель: настройка на тему занятия.
Стихотворение «Наши права».
1. В своих правах мы все равны:
И взрослые и дети.
Все расы, веры, языки –
Все люди на планете.
2. На любовь имеют право
Все ребята на Земле,
На заботу и на ласку,
Право жить в своей семье.
3. В дом без спроса к вам никто
Заходить не может.
Ваши вещи и добро
Брать не может тоже.
4. Сохранить своё здоровье –
Право есть у нас такое.
Заболеть, когда случиться –
Каждый вправе полечиться.
5. Если вдруг захочет кто-то
Запретить ходить вам в школу,
Знайте сразу – он не прав –
Не дано таких им прав.
6. Никто не может вас пытать,
Делать больно, обижать.
Вы запомните одно –
Бить людей запрещено.
7. О правах своих послушал
И запомни крепко их.
Только знай, что очень нужно
Уважать права других.
8. Этих прав лишить не может
Вас никто и никогда.
Право каждое поможет
Быть счастливым вам всегда!
Сюжетные картинки «Права детей».
Обсуждение прослушанного стихотворения:
- О чем этот стих? ...
- Какие ощущения возникали у вас во время слушания стиха?
III. Картинки с ситуациями
Цель: дать дошкольникам знания о правах детей; предупреждение жестокого обращения; акцентировать внимание детей на том, что все дети имеют равные права.
Психолог предлагает детям перед обсуждением рассмотреть сюжетные картинки:
- не поделились игрушками;
- не приняли в игру;
- жестокое обращение с животным (подобные действия по отношению к детям)
- применение физической силы со стороны взрослого;
- все мы разные - но мы живем дружно.
Обсуждение просмотренных картинок:
- какие ощущения (эмоции) возникают во время просмотра картинки?
- какие права детей нарушались? ... (Право на общение, право на игрушки, на защиту от физического и психологического насилия);
- к кому можно обращаться, когда тебя кто-то оскорбляет, плохо с тобой обращается? ...
IV. Пословицы о дружбе
Цель: акцентировать внимание детей на преимуществах конструктивного общения.
Психолог предлагает детям к обсуждению пословицы:
- Если будем в дружбе жить - нас никому не сломить;
- Цветам нужно солнце, а людям - мир.
Обсуждение пословиц:
- когда мы живем дружно, хорошо друг к другу относимся - нам никто не сможет причинить вред; (пример с бумажными лентами - выполнение упражнения «Разорви ленты») - в дружбе, взаимоподдержке, взаимоуважении наша сила;
- что было бы, если бы солнышко перестало светить? - Рассуждения детей (как невозможно цветам расти без солнца так и человеку очень трудно жить без мира, дружбы, уважения друг к другу)
V. Упражнение «На волшебной карусели ...»
Цель: создание благоприятной атмосферы в группе.
Один ребенок садится в центре круга на стульчик, все остальные водят хоровод.
На волшебной карусели ... (имя) мы катаем,
Все, что знаем мы о нем (ней), вам рассказываем ... (хорошие качества ребенка)
VI. Упражнение «Прогноз погоды»
Цель: дать детям возможность ощутить на себе особенности тактильного общения друг с другом; способствовать осознанию преимуществ конструктивного общения на невербальном уровне.
Практический психолог проводит демонстрационный показ упражнения, работая в паре с воспитателем группы, обсуждают инструкцию к выполнению упражнения.
Дети становятся друг за другом по кругу («паровозиком») и делают друг другу массаж (затем меняются местами):
«Дождь» - постукивают по спине кончиками пальцев;
«Град пошел» - сильнее постукивают кончиками пальцев;
«Гром и молния» - ребром ладони трут по спине
«Землетрясение» - трясут (слегка!) друг друга за плечи;
«Солнце» - мягкое поглаживание по спине.
Обсуждение
- Какие чувства возникали у вас во время массажа, который вам делали товарищи? ... (Ответы).
Вывод:
- Итак, то, что приятно (неприятно) вам может быть и приятным (неприятным) другим.
- Когда вам сделали что-то приятное или неприятное, у вас могут возникать различные ощущения ... вы можете анализировать эти ощущения, чтобы в дальнейшем поступать так или иначе по отношению к другим.
- Подумайте над этим выражением: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе» ...
VII. Упражнение «Частичка добра»
Цель: создание благоприятной атмосферы в группе.
Давайте подарим друг другу пушинки-частички добра.
Скажите что-нибудь приятное, ласковое о качествах своего соседа. (например мне очень приятно с тобой играть, мне нравится как ты рисуешь, мне с тобой уютно ...).
Представьте, что у вас в ладошке находится частичка добра, как теплая пушинка. Передавайте ее по кругу и проговаривайте ласковые слова друг к другу.
... ... ...
Обсуждение
- Что вы почувствовали, когда отдавали/принимали частичку добра? ...
- Трудно или легко было отдавать ее своему соседу? ...
- Какое у вас сейчас настроение? ...
А сейчас потренируемся передавать частичку добра взглядом, то есть посмотрим тепло и ласково в глаза друг другу и поаплодируем.
VIII. Итог занятия. Рефлексия.
Психолог. Давайте запомним:
- когда вам сделали что-то приятное или неприятное, у вас могут возникать различные ощущения ... но вы можете анализировать эти ощущения, чтобы в дальнейшем поступать так или иначе по отношению к другим.
- с человеком (ребенком) не имеют права вести себя плохо (нельзя быть обиженными или быть жертвой насилия) - все дети (люди) имеют равные права.
Какое настроение сейчас у вас? ...
Почувствовали ли вы, что Вас любят друзья, дарят частичку добра и любви? ...
- А хорошие, добрые пожелания всегда осуществляются.