Занятие психолога в подготовительной группе детского сада: «Права ребенка»

занятие психолога в подготовительной группе, конспект занятия психолога в подготовительной группеЦель:

- формировать у дошкольников знания о правах детей;

- учить определять, когда права детей нарушаются, акцентировать внимание детей на том, что все дети имеют равные права.

- предупреждение жестокого обращения с детьми.

Оборудование: Демонстрационные карточки (ситуации взаимодействия детей между собой и взрослыми).

План занятия психолога:

1. Упражнение «Надо вместе поздороваться»

2. Прослушивание стихотворения с последующим обсуждением.

3. Картинки с ситуациями взаимодействия детей между собой и взрослыми (что относится к нарушению прав ребенка, жестокого обращения с ним).

4. Пословицы о дружбе.

5. Упражнение «На волшебной карусели ... мы катаем ... все знаем о ней (нем) мы рассказываем (хорошие качества ребенка)».

6. Упражнение «Прогноз погоды»

7. Упражнение «Частичка добра».

8. Итог занятия.

Ход занятия психолога в подготовительной группе:

I. Упражнение-приветствие

Надо вместе поздороваться:

«Добрый день!»

Дружно и весело сказать:

«Добрый день!»

Вправо - влево повернуться,

Друг другу улыбнуться.

Можно немного попрыгать

И в ладоши похлопать.

А теперь все вместе в круг присядем

И занятие начнем!

II. Прослушивание стихотворения

Цель: настройка на тему занятия.

Стихотворение  «Наши права».

1. В своих правах мы все равны:

И взрослые и дети.

Все расы, веры, языки –

Все люди на планете.

2. На любовь имеют право

Все ребята на Земле,

На заботу и на ласку,

Право жить в своей семье.

3. В дом без спроса к вам никто

Заходить не может.

Ваши вещи и добро

Брать не может тоже.

4. Сохранить своё здоровье –

Право есть у нас такое.

Заболеть, когда случиться –

Каждый вправе полечиться.

5. Если вдруг захочет кто-то

Запретить ходить вам в школу,

Знайте сразу – он не прав –

Не дано таких им прав.

6. Никто не может вас пытать,

Делать больно, обижать.

Вы запомните одно –

Бить людей запрещено.

7. О правах своих послушал

И запомни крепко их.

Только знай, что очень нужно

Уважать права других.

8. Этих прав лишить не может

Вас никто и никогда.

Право каждое поможет

Быть счастливым вам всегда!

Сюжетные картинки «Права детей».

занятие психолога в подготовительной группе, конспект занятия психолога в подготовительной группе

занятие психолога в подготовительной группе, конспект занятия психолога в подготовительной группе

занятие психолога в подготовительной группе, конспект занятия психолога в подготовительной группе

занятие психолога в подготовительной группе, конспект занятия психолога в подготовительной группе

занятие психолога в подготовительной группе, конспект занятия психолога в подготовительной группе

занятие психолога в подготовительной группе, конспект занятия психолога в подготовительной группе

Обсуждение прослушанного стихотворения:

- О чем этот стих? ...

- Какие ощущения возникали у вас во время слушания стиха?

III. Картинки с ситуациями

Цель: дать дошкольникам знания о правах детей; предупреждение жестокого обращения; акцентировать внимание детей на том, что все дети имеют равные права.

Психолог предлагает детям перед обсуждением рассмотреть сюжетные картинки:

- не поделились игрушками;

- не приняли в игру;

- жестокое обращение с животным (подобные действия по отношению к детям)

- применение физической силы со стороны взрослого;

-  все мы разные - но мы живем дружно.

занятие психолога в подготовительной группе, конспект занятия психолога в подготовительной группе

занятие психолога в подготовительной группе, конспект занятия психолога в подготовительной группе

занятие психолога в подготовительной группе, конспект занятия психолога в подготовительной группе

занятие психолога в подготовительной группе, конспект занятия психолога в подготовительной группе

Обсуждение просмотренных картинок:

- какие ощущения (эмоции) возникают во время просмотра картинки?

- какие права детей нарушались? ... (Право на общение, право на игрушки, на защиту от физического и психологического насилия);

- к кому можно обращаться, когда тебя кто-то оскорбляет, плохо с тобой обращается? ...

IV. Пословицы о дружбе

Цель: акцентировать внимание детей на преимуществах конструктивного общения.

Психолог предлагает детям к обсуждению пословицы:

- Если будем в дружбе жить - нас никому не сломить;

- Цветам нужно солнце, а людям - мир.

Обсуждение пословиц:

- когда мы живем дружно, хорошо друг к другу относимся - нам никто не сможет причинить вред; (пример с бумажными лентами - выполнение упражнения «Разорви ленты») - в дружбе, взаимоподдержке, взаимоуважении наша сила;

- что было бы, если бы солнышко перестало светить? - Рассуждения детей (как невозможно цветам расти без солнца так и человеку очень трудно жить без мира, дружбы, уважения друг к другу)

V. Упражнение «На волшебной карусели ...»

Цель: создание благоприятной атмосферы в группе.

Один ребенок садится в центре круга на стульчик, все остальные водят хоровод.

На волшебной карусели ... (имя) мы катаем,

Все, что знаем мы о нем (ней), вам рассказываем ... (хорошие качества ребенка)

VI. Упражнение «Прогноз погоды»

Цель: дать детям возможность ощутить на себе особенности тактильного общения друг с другом; способствовать осознанию преимуществ конструктивного общения на невербальном уровне.

Практический психолог проводит демонстрационный показ упражнения, работая в паре с воспитателем группы, обсуждают инструкцию к выполнению упражнения.

Дети становятся друг за другом по кругу («паровозиком») и делают друг другу массаж (затем меняются местами):

«Дождь» - постукивают по спине кончиками пальцев;

«Град пошел» - сильнее постукивают кончиками пальцев;

«Гром и молния» - ребром ладони трут по спине

«Землетрясение» - трясут (слегка!) друг друга за плечи;

«Солнце» - мягкое поглаживание по спине.

Обсуждение

- Какие чувства возникали у вас во время массажа, который вам делали товарищи? ... (Ответы).

Вывод:

- Итак, то, что приятно (неприятно) вам может быть и приятным (неприятным) другим.

- Когда вам сделали что-то приятное или неприятное, у вас могут возникать различные ощущения ... вы можете анализировать эти ощущения, чтобы в дальнейшем поступать так или иначе по отношению к другим.

- Подумайте над этим выражением: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе» ...

VII. Упражнение «Частичка добра»

Цель: создание благоприятной атмосферы в группе.

Давайте подарим друг другу пушинки-частички добра.

Скажите что-нибудь приятное, ласковое о качествах своего соседа. (например мне очень приятно с тобой играть, мне нравится как ты рисуешь, мне с тобой уютно ...).

Представьте, что у вас в ладошке находится частичка добра, как теплая пушинка. Передавайте ее по кругу и проговаривайте ласковые слова друг к другу.

... ... ...

Обсуждение

- Что вы почувствовали, когда отдавали/принимали частичку добра? ...

- Трудно или легко было отдавать ее своему соседу? ...

- Какое у вас сейчас настроение? ...

А сейчас потренируемся передавать частичку добра взглядом, то есть посмотрим тепло и ласково в глаза друг другу и поаплодируем.

VIII. Итог занятия. Рефлексия.

Психолог. Давайте запомним:

- когда вам сделали что-то приятное или неприятное, у вас могут возникать различные ощущения ... но вы можете анализировать эти ощущения, чтобы в дальнейшем поступать так или иначе по отношению к другим.

- с человеком (ребенком) не имеют права вести себя плохо (нельзя быть обиженными или быть жертвой насилия) - все дети (люди) имеют равные права.

Какое настроение сейчас у вас? ...

Почувствовали ли вы, что Вас любят друзья, дарят частичку добра и любви? ...

- А хорошие, добрые пожелания всегда осуществляются.