Цель:
- продолжать учить анализировать условия, решать проблемные ситуации;
- развивать мыслительные операции (сравнение, классификация, обобщение), развитие речи, внимание и воображение дошкольников;
- содействовать развитию самоконтроля, умение сосредотачиваться;
- формировать коммуникативные способности в отношениях «ребенок - взрослый»
Демонстрационный материал: картинка Красной Шапочки, проблемное письмо от Красной Шапочки; картинки: дерево, цветок, гриб, ягода.
Раздаточный материал: набор палочек для каждого ребенка, бланки «корректурной пробы»; картинок по темам: деревья, ягоды, цветы, грибы; карточки: мука, соль, сахар, молоко, яйцо, разноцветные карандаши.
Ход занятия психолога в старшей группе
Звучит музыка «Про Красную Шапочку»
1. Приветствие «Здравствуйте»
2. Игровое упражнение «Отгадайте гостя»
Психолог. - Здравствуйте дети, вспомнили песню? Кто к нам сегодня пришел?
Да - это Красная Шапочка. У нее письмо, прочитаем его.
3. Решение проблемной ситуации «Как помочь Красной шапочке».
4. Игра «Пирожки»
Цель: создание положительных эмоций, радости от тактильного восприятия друг друга. (Детям раздаются слова или картинки, в зависимости от индивидуальных особенностей развития ребенка).
5. Упражнение «Угадай на ощупь».
Детям по очереди закрывают глаза и преподносят тарелочку с продуктом. Нужно отгадать, что это, ответить как он догадался. Что это мука, соль, сахар?
Чем эти продукты похожи? Чем отличаются? Что еще бывает белым?
- Дальше, я называю ингредиент, который буду замешивать в тесто. Все ингредиенты перемешиваются, трогают друг друга, гладят, обнимают. Изготавливаем пирожки и выпекаем.
6. Языковое упражнение «С чем пирожок»
Ребенок называет составляющую пирожка и образует новое слово. Например: пирожок с маком - маковый и прочее.
(Детям и Красной Шапочки даем корзинку с пирожками для бабушки)
7. Упражнение «Что растет в лесу»
Психолог. - Посмотрите сколько картинок на столе, хотя некоторые из них для того, чтобы запутать вас, будьте внимательны. Вам нужно распределить их так, чтобы создалась группа под одним названием. Например: грибы (белый, опенок, лисичка) и и прочее
8. «Корректурные пробы»
Детям предлагаются бланки с изображением клубники, елок, грибов, карандашей. Нужно проверить каждую строку последовательно и как можно быстрее зачеркнуть:
- Елку - зеленым карандашом
- Землянику - красным
- Гриб - коричневым
На выполнение задания отводится 3 мин.
9. Релаксация. Прослушивание музыки «Звуки леса»
10. Творческое задание «Дом»
Психолог. - Дети, как вы думаете, в каком домике может жить бабушка Красной Шапочки на поляне леса. Вы такие фантазеры, слушала бы вас и слушала. Но время выполнять задание. Посмотрите, у вас на столах есть палочки разного цвета. Постройте, из палочек бабушкин дом, но помните, что окна должны быть выложены беленькими палочками, крышу дома - красными.
11. Прощание с гостем.
12. Рефлексия занятия:
- Вам понравилось помогать другим и чем?
- Что было трудным?
- В какие игры вы будете играть со своими родителями?