Среда, Август 23, 2017

Здравствуйте, уважаемый посетитель! Если Вы хотите высказать свое мнение или задать вопрос, попросить совета или поделиться опытом работы, тогда посетите наш ФОРУМ!

 


1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 [4 Голоса (ов)]

тренинг для психологов доу, тренинги для педагогов доу от психолога, тренинг психолога с родителями в доуЦель: обмен опытом, активизация знаний об общении взрослого с ребенком, эффективность взаимодействия с ребенком дошкольного возраста.

Материал может быть использован для проведения методического объединения психологов

Ход проведения тренинга психологов ДОУ

Ведущий делит группу на две подгруппы: «психологи» и «родители». Он определяет время проведения родительских собраний: 15 мин., время на подготовку 5 мин.

После этого «психологи» проводят выступление на предложенную тему, «родители» задают вопросы, интересующие их вопросы.

Выступление психологов.

Ведущий: - Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения»

Психологи считают, что это не столько роскошь, сколько необходимость, стремление человека в познании и оценке других людей, а через них - самопознание и самооценка.

Организовать нормальное общение с ребенком, воспитать ответственного и вместе с тем психически здорового члена общества- задача непростая.

Так что же такое общение?

Общение - это сложный многоплановый процесс становления и развития контактов между людьми, возникает на основе потребностей и общей деятельности и предусматривает обмен информацией, восприятие и понимание другого.

Структура общения: обращение - ответ.

Во взаимодействии с другим человеком мы используем различные виды общения:

а) вербальные: высказывания, вопросы, ответы, реплики;

б) невербальные:

- Мимические - улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, жесты;

- Предметно-действующие - позы, приближение, удаление, вручение предметов, вручение взрослому различных вещей.

Люди передают информацию неодинаково:

- Вербально - 35%;

- Невербально - 65%.

Воспринимают информацию тоже неодинаково:

- Вербально - 7%;

- Языком тела- 38%;

(Как вы думаете, что играет важную роль в положительном общении?)

- Тон голоса - 55%.

Особенно это имеет значение при работе и общении с детьми.

Для эффективного общения необходимо уметь ориентироваться в огромной численности коммуникативных сигналов, которые мы подаем друг другу («Примеры языка тела»).

тренинг для психологов доу, тренинги для педагогов доу от психолога, тренинг психолога с родителями в доу

Чрезвычайно важным в общении является межличностное пространство (дистанция общения):

а) интимная дистанция - до 1,5 м;

б) межличностная дистанция - 0,5-1,2 м (в беседах, общении с друзьями)

в) социальная дистанция (деловые отношения) - 1,2-5,7 м;

г) публичная дистанция - 3-7 м и более.

Еще одной важной составляющей общения является визуальный контакт, поскольку именно взгляд может сказать гораздо больше, чем слова.

Большое значение имеет также культура общения между людьми.

Как вы считаете, что принадлежит к культуре общения?

(Работа групп. Запись ответов.)

- Умение выслушать;

- Внимание к собеседнику;

- Умение поставить себя на место собеседника;

- Способность сопереживать;

- Умение владеть своими чувствами;

- Способность владеть словом.

Часто мы огорчаем своим невниманием, грубостью дорогих нам людей.

Навыки общения ребенок приобретает в семье, детском коллективе, в общении со взрослыми. Большинство детей пытаются наладить более доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми. Дети имеют значительную потребность в положительном оценивании взрослыми своих поступков. Но это у них не всегда получается. Поэтому взрослые должны научить детей навыкам общения. А для этого необходимо обладать знаниями о психологических особенностях развития общения детей разного дошкольного возраста.

- Как вы думаете, что влияет на качество общения (работа групп):

- Пол,

- Тип темперамента

- Возраст;

- Состояние здоровья;

- Воспитание, традиции в семье;

- Индивидуальные особенности;

- Владение навыками общения;

- Культура общения;

- Интеллект.

Выступление психолога закончено, предлагается «родителям» задавать вопросы «психологам».

Вопрос: - Как вы думаете, каким должно быть дозирование поощрений и наказаний?

Ответ: - Многие родители стоят на распутье: нужно хвалить или нет, наказывать или нет? Одни думают, что когда дети подрастают, важны и деятельные запреты и наказания. Некоторые полностью убеждены, что хвалить детей вредно, что подчеркивать достоинства детей ни в коем случае нельзя.

На самом деле все иначе. В воспитании нужно и необходимо использовать как поощрение, так и наказание. Подходить надо конструктивно, распределив поощрения и наказания так, чтобы первое преобладало над вторым.

Обычно мало родителей задаются вопросом, как детей хвалить.

Многим кажется, что это просто. Они прекрасно умеют хвалить ребенка. Поощрять гораздо легче, чем наказывать.

(Кто желает - дополняет)

Вопрос 1: - Так за что можно хвалить ребенка?

Ответ: - Вы это уже умеете! Вы это уже знаете, вы умеете одобрять заранее - внушать маленькому человеку веру. Вы понимаете и чувствуете.

Похвала - это ключ к ребенку, пусть не главный, но необходимый.

Мы хвалим, инстинктивно первые шаги малыша улыбкой. И действуем абсолютно правильно ... Это аванс. Но дальше мы забываем, что каждый шаг ребенка - первый, и каждый раз что-то в жизни начинается сначала.

Верьте в возможности ребенка. И хвалите его за это, даже в том случае, если пока у него этого нет. Ведь Вы в него верите и верите в его возможности.

А наша вера способна превращать возможности в действительность.

Вопрос 2: - Подскажите, пожалуйста, как надо поощрять дошкольников?

Ответ: - Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребенка. Особое внимание необходимо уделять похвале за сделанное ребенком усилие. Каких результатов ребенок достиг - не имеет значения, важно отметить его попытку, его старания осуществить правильное действие. Поощрение за правильно сделанное действие или поступок является важным психологическим моментом. Всякой успешной деятельности присуща одна специфическая особенность - ощущение успеха, радости собственного достижения, что само по себе является наградой и поощрением. Задание родителей - научиться радоваться успеху. Поощрение должно фиксировать тот результат, достигнутый усилиями ребенка, и который сам по себе может подарить радость. Но бывает и так, что родители используют поощрения и наказания по логике естественных событий. Например: хорошо учишься - получи подарок (деньги, кино, сладости ...), плохо учишься - наказан. Такие поощрения неправильные. При соблюдении некоторых условий они действуют, но чаще приводят к воспитательным ошибкам. Никогда не делайте так: «Съешь котлетку - мама купит тебе игрушку», «рассказал стишок - вот тебе за это шоколадка».

Вопрос 3: - Объясните, пожалуйста, как это награждать делом?

Ответ: - Общее правило таково: использовать поощрение путем поручения почетных обязанностей. Например, мытье посуды после чая может служить для ребенка 6 лет очень почетной задачей. А потом, когда это поручение станет обыденным, - придумайте что-нибудь новенькое (например, стирать пыль, сходить за хлебом или даже приготовить крем для торта). Если в том или ином виде труда будет подчеркнута компетентность ребенка, достигнутые им успехи в поведении, тогда новая обязанность превратится в видимую для всех оценку его взрослости (вы можете позволить использовать пылесос для уборки, кофеварку, чтобы сделать родителям кофе, тостер и др.). Эффективной мерой также может быть расширение вами прав ребенка. Однако, давайте учитывать личностные особенности ребенка.

Одна мама провела с сыном такую ​​беседу: «Ты уже совсем взрослый, мне неудобно каждый раз повторять «приходи домой в срок, не задерживайся». Скажи сам, какое время тебе кажется наиболее удобным и какое поздним для возвращения с прогулки». Договорились так, что позже 21.00. сын приходить не будет. Как вы думаете, мама мудро поступила?

Если вы хотите научить своего ребенка самостоятельно одеваться, собирать игрушки, делать зарядку, выполнять задания, делать домашнюю работу, не грустить - делать, что надо, быть таким, каким надо, - начинайте всегда с похвалы. Если нужно, сначала покажите пример, сделайте дело вместе. Даже если сначала ничего не получается, не бойтесь перехвалить!!!

(Предлагается группам назвать примеры одобрения. Запись ответов)

Одобрение:

- Ты сможешь!

- Ты этого хочешь!

- Ты смелый, умный, сильный!

- Ты лучше, чем кажется!

- Ты молодец, это очень важно!

Вопрос: - Как не надо делать, как надо хвалить?

Ответ: - На практике в жизни у нас вот что:

- Я же тебе показала!

- Вот так завязывай ...

- Так это ты ...

- Пусти, дай я сама!

- Бездарь!

- Опять согнулся, как крючок!

- Выровняйся, сколько раз тебе говорить!!!

- Задача проще простого, а ты сидишь уже два часа! А все потому, что думать не хочешь!

- Тупица! Вот я в твои годы ...!

Похвала обладает свойством наркотика: нам (не только детям) хочется еще и еще. А если ее стало меньше или совсем не стало - возникает чувство потери, мы страдаем. Это может произойти с нашим ребенком, если (варианты родительских ответов):

- Родился второй ребенок и им теперь все заняты;

- Ребенок перестал быть отличником;

- Родители внезапно решили: хватит угождать, пора воспитывать.

Тот, кто хвалит, не обязательно становится любимым, но отношение ребенка к себе теперь будет зависеть от этого человека. Сам факт похвалы не пройдет бесследно - наркотик уже испытан.

Не хвалят за то, что достигнуто не своим трудом (физическим, умственной или духовным). Не подлежат одобрению: красота, сила, здоровье, ум, хорошие оценки, игрушки, одежда, везение.

Не хвалят за врожденное бесстрашие. Хвалят за отвагу, как преодоление страха.

В хорошей, гармоничной семье не ставят оценок - там просто живут.

Психолог:

- В повседневном общении с ребенком возникает много проблем, стрессов, поэтому для взрослого очень важным является приобретение умений и навыков эффективного общения с ребенком.

Существует такое высказывание: «Если хочешь изменить поведение другого, следует прежде всего изменить себя».

Вопрос 4: - Что такое способы эффективного общения?

Существуют способы эффективного общения, коммуникативные техники, обеспечивающей возможность конструктивного диалога, их можно условно поделить на вербальные и невербальные. Приведем некоторые из них.

Отражение

Это присоединение к ребенку на невербальном уровне (используя позу, жесты, мимику, интонацию, громкость голоса) поможет достичь взаимопонимания с ним. То есть, если взрослый взглядом, позой проявляет интерес к детскому обращению, внимательно слушает, то ребенок поверит и доверится, а если наоборот, то взрослый не получит шанса установить контакт с ребенком.

Активное слушание

Ведущий рассказывает: - Когда ребенок расстроен, обижен или взволнован, то ему можно помочь, активно выслушав его.

Активно слушать-значит возвращать ребенку в беседе то, что он вам рассказал, показывая при этом, что вы уважаете его чувства (в активном слушании важно определить чувства ребенка).

Схема активного слушания такова:

Ситуация и слова ребенка. Чувства ребенка. Ответ взрослого.

Например: ребенок - Мне приснился страшный сон (ситуация, слова ребенка). Страх (чувство ребенка). - Ты испугался, тебе страшно (ответ взрослого).

Как вы думаете, что почувствовал ребенок после того, как его выслушали?

(Результаты активного слушания:

- Ослабляются переживания ребенка;

- Ребенок начинает больше вам рассказывать).

Я-высказывания

Кроме того, что вы проявляете уважение к чувствам ребенка в диалоге важно выражать свои потребности и желания. В какой форме мы их высказываем?

Существуют Я-высказывания и Ты-высказывания.

Я-высказывания адресуются к ситуации, а не к личности ребенка, и оказываются эффективным средством воздействия на ребенка с целью изменения его поведения.

Например, ситуация, в которой мать устала и не хочет играть со своим ребенком.

Есть два способа разрешения ситуации с использованием Я- высказываний и ты-высказываний.

Ведущий задает вопрос: Что чувствует ребенок? Какой будет реакция ребенка?

Ведущий предлагает схему построения Я-высказывания:

- Событие (когда)

- Ваша реакция (я чувствую)

- Преобладающее окончание (мне бы хотелось, чтобы ..., я была бы рада ...). Ориентировочный пример ситуации: ребенок оставил разбросанные игрушки.

Решение ситуации с использованием я-высказывания: когда я вижу разбросанные игрушки, то чувствую недовольство и мне хочется, чтобы вещи в твоей комнате были убраны. Ведущий просит рассказать о реакции, чувствах «взрослого» и «ребенка».

Сейчас предлагаем изготовить коллаж «Мое общение с ребенком»

Цель: обобщение полученных на протяжении «родительского собрания» знаний, умений, навыков.

Участники вырезают из журналов различные изображения, которые, по их мнению, соответствуют их понятиям общения с детьми дошкольного возраста. После создания коллажа группа представляет его.

Итог. Рефлексия

Также особенностью эффективного общения является обратная связь.

Поэтому предлагаю по кругу поделиться своими впечатлениями о проведении «родительского собрания», начиная так:

- При проведении «Родительского собрания» я научилась ...

- Полученные знания помогли мне ...

Ведущий: - Спасибо за внимание.

Мы ВКОНТАКТЕ

Яндекс.Метрика