Психологический тренинг для педагогов: «Воспитание толерантности начинается с педагога»

тренинг психологов доу, тренинг психолога с педагогами, психологический тренинг, психологические тренинги доуЦель:

- познакомить педагогов с понятием «толерантность», «толерантная личность»;

- развивать профессиональное самосознание педагогов;

- формировать толерантное отношение к другим людям;

- гармонизировать взаимоотношения в коллективе.

Ход тренинга психолога для педагогов

Упражнение «Голубь настроения»

Цель: способствовать осмыслению поставленных задач, формировать установку на сотрудничество.

Психолог. Уважаемые коллеги! Перед вами макет голубя, выберите перышко, которое соответствует вашему эмоциональному состоянию сейчас, и прикрепите к голубю.

Желтый цвет — вы себя чувствуете комфортно; голубой — нечто среднее между комфортом и дискомфортом.

Тема нашего сегодняшнего занятия: «Воспитание толерантности начинается с педагога».

Упражнение «Ассоциативный ряд»

Цель: дать определение понятию «толерантность»; развивать умение логично и последовательно выражать свои мысли.

Уважаемые коллеги! У каждой подгруппы на столе находится лист бумаги со словом. Необходимо напротив каждой буквы написать характеристики человека, который ассоциируется с понятием «толерантности» и начинаются с буквы вертикальной строки.(например: т-терпеливый и т.д.)

Вывод. Понятие «толерантность» имеет много аспектов. Каждое из определений обнаруживает какую-то грань толерантности.

Информационное сообщение (Просмотр презентации) «Толерантность  - это...»

Психолог. Быть толерантным сейчас актуально. Каждый человек заинтересован в том, чтобы сохранить свое здоровье. В социуме, где личность находится в непосредственном взаимодействии с окружением, получаются различные позитивные и негативные эмоции. Чтобы уберечься от негативных эмоций, нужно быть толерантным и независимо от ситуации, согласно нормам этикета, соответствовать поступкам и словам окружающих.

Упражнение-демонстрация «Влияние слова на человека»

Материалы: стакан с чистой водой, соль, перец, горстка земли.

Психолог. Возьмем стакан воды. Представим, что это человеческая душа – чистая, простая, наивная, способная впитывать в себя все и хорошее, и плохое.

Соль – грубые, соленые слова;

Перец – жгучие, обидные слова;

Ком земли  – невнимательность, безразличие, игнорирование.

Когда мы это все смешаем – получим состояние человека. Сколько пройдет времени, пока все осядет, забудется? А стоит только легонько взболтать – и все поднимется на поверхность. А это стрессы, неврозы.

Обсуждение

– Какие чувства у вас возникли во время этого упражнения-демонстрации?

Вывод. Когда мы с кем-то ссоримся и говорим что-то неприятное, мы оставляем в душе человека негативные следы. И не имеет значения, сколько раз мы потом попросим прощения. Словесные раны причинят такую же боль, как и физические. Поэтому свою терпимость, понимание мы можем проявлять по-разному: спокойно, выдержанно, доброжелательно, то есть толерантно.

Упражнение «Стереотипные очки»

Цель: научиться понимать другого, уважать точку зрения другого человека. Скачать приложения ниже.

Упражнение «Согласие, несогласие, оценка»

Цель: закрепить теоретический материал о толерантности.

Время: 10 минут.

После обсуждения на плакате записываются те фразы, которые можно использовать во время толерантного общения.

На экране с помощью мультимедийного проектора демонстрируется плакат с толерантными высказываниями согласия и несогласия человека с мнением другого»:

Помни!

Выразить согласие тебе помогут такие фразы:

Это не вызывает возражений (сомнения)...

Я готов с этим согласиться...

Мне близки эти мысли...

Я согласен, я поддерживаю точку зрения (мнение)...

Я тоже хотел это (об этом) сказать...

Моя точка зрения (позиция) вполне совпадает с твоей...

Никто и не отрицает...

Ты не обидишь другого, если высказывание своего несогласия начнешь со слов:

Мне так не кажется...

Я думаю по-другому (наоборот)...

Я придерживаюсь другого мнения...

У меня другая (противоположная) точка зрения...

Я позволю себе не согласиться с вами...

К сожалению, не могу согласиться с вами...

Мне хотелось бы выразить свое несогласие...

Упражнение «Плакат толерантности»

Цель: уточнить и закрепить знания участников об основных характеристиках толерантности.

Оборудование: ватман формата А1, фломастеры, краски, ножницы, журналы.

Время: 15 минут.

Ход упражнения. Участники объединяются в две группы. Каждая группа должна подготовить «плакат толерантности» в виде коллажа из цветных картинок, вырезанных из различных журналов. Спикеры групп презентуют свои наработки.

Сказка о толерантности

Подведение итогов, обсуждение:

  1. Опыт (что делали, помните?)
  2. Рефлексия (какие ощущения, реакция?)
  3. Информация (какую информацию получили, какие выводы сделали?)
  4. Действия (как вы будете действовать в будущем?)