Цель: познакомить молодых практических психологов ДОУ с особенностями организации психологического сопровождения при работе с детьми, нуждающимися в коррекции общения.
Ход проведения семинара для психологов ДОУ
1. Организационная часть
2. Теоретическая часть
2.1. Упражнение «Дерево ожиданий»
Участникам предлагается на разноцветных листках написать свои ожидания и прикрепить их на дерево и стать в круг.
2.2. Упражнение «Волшебные очки»
Цель: сократить дистанцию между участниками, способствовать установлению взаимопонимания, научить замечать хорошие черты коллег, доброжелательно относиться к товарищам, вызвать желание общаться.
Психолог сообщает, что у него есть «волшебные очки». «Тот, кто их наденет, будет видеть в других людях только хорошее, даже те хорошие черты, которые человек скрывает. Вот я сейчас их примеряю. Какие же вы все красивые, веселые и умные ». Затем психолог передает участнику возможность примерить «волшебные очки», и хорошенько рассмотреть своего соседа. Возможно, они помогут заметить в товарище то, чего вы не видели раньше. Участники по очереди надевают «волшебные очки» и называют хорошие черты своих товарищей.
Объединение участников семинара в три группы.
2.3. Упражнение «Осенние месяцы»
Работа в группах
Задача: изобразить портрет ребенка, имеющего проблемы в общении
- агрессивного ребенка;
- ребенка с нарушениями речи;
- застенчивого, тревожного ребенка;
- гиперактивного ребенка.
2.4. Информационное сообщение «Группы детей с коммуникативными проблемами».
Общение - это взаимодействие двух и более людей с целью обмена информацией, эмоционального воздействия.
Во время общения каждый человек учится регулировать как собственное поведение, так и поведение тех, с кем идет на контакт. Общаясь, люди постепенно взаимно сменяют друг друга.
Маленький дошкольник учится общаться и жить в окружающем мире.
Существуют определенные этапы развития коммуникативности детей дошкольного возраста.
- 3 - й год жизни
Формируется потребность в общении со сверстниками. Появляется новая форма общения - эмоционально окрашенные игровые действия, с помощью которых ребенок демонстрирует сверстникам свои умения.
- 4 - й год жизни
Усиливается потребность в общении со сверстниками. Дети становятся более чувствительными к проблемам и эмоциональному состоянию сверстников.
- 5 - й год жизни
Осознание своего места и роли в группе сверстников, формируется избирательное отношение к партнерам в общении.
- 6 - й год жизни
Ведущим новообразованием коммуникативной деятельности является способность к рефлексии - ориентация на взгляды, мысли, чувства других детей, оценка себя с позиции партнеров общения.
- 7 й год жизни
Новообразованием этого возраста является способность предвидеть возможные действия, поступки и оценки со стороны окружающих, что придает общению осознанный и произвольный характер.
В детском саду ребенок постоянно общается со своими ровесниками. Такое общение для него жизненно необходимо. Играя и учась, развлекаясь и работая, обмениваясь мыслями и обсуждая свои дела, споря и уступая, радуясь и сочувствуя, ребенок приобретает навыки взаимоотношений. И от того, в какой форме он устанавливает контакт с детьми, зависит его умение сосуществовать среди сверстников.
Но довольно часто встречаются дети с неустойчивыми и негативными навыками поведения и общения, то есть агрессивные, застенчивые, замкнутые и тревожные дети.
Портрет агрессивного ребенка. Почти в каждой группе детского сада есть дети с признаками агрессивного поведения. Они нападают на детей, обзывают и бьют, отбирают и ломают игрушки, становятся источником обеспокоенности родителей и воспитателей.
Дети не умеют ждать, уступать, делиться. Им трудно ужиться в детском коллективе.
Однако агрессивный ребенок, как и - другой, нуждается в ласке и помощи, поэтому его агрессия, это прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на события, происходящие вокруг него.
Агрессивный ребенок часто чувствует себя отверженным, ненужным. Жестокость и равнодушие родителей приводит к нарушениям родительско - детских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность в том, что ее не любят. Поэтому он и ищет способы привлечь внимание взрослых и сверстников к своей проблеме.
Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за содеянное на других. Такие дети часто не понимают собственной агрессивности. Они не замечают, что вызывают у окружающих страх и обеспокоенность. Им, наоборот, кажется, что весь мир - против них.
Причины агрессивности
- семейные проблемы (неуравновешенность, агрессивность родителей)
- стремление привлечь к себе внимание;
- стремление получить желаемый результат;
- стремление быть главным;
- заниженная самооценка.
Задачи работы с агрессивными детьми:
- лишить детей негативных проявлений агрессивного поведения;
- предоставить возможность для выхода негативной энергии, при этом перевести ее разрушительное действие в безобидную форму (рвать бумагу, лепить пластилин, выполнять физические упражнения);
- развивать умение слушать и понимать других;
- формировать положительное отношение к сверстникам;
- быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки;
- научить распознавать собственное эмоциональное состояние и состояние людей;
- учить брать ответственность за свои поступки.
Перечень диагностических методов определения агрессивности
Дети:
- Наблюдение за поведением ребенка.
- Тест для определения особенностей межличностных отношений Рене Жиля;
- Тест Розенцвейга для определения особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях;
- Рисунок семьи;
- Проективная методика «Несуществующее животное», «Кактус».
Педагоги:
- Анкета «Признаки агрессивности»;
- Анкета для воспитателей детского учреждения.
Портрет замкнутого ребенка. Ведут себя скованно, неуверенно. Волнуются в новых ситуациях, боятся чужих людей, чем-то обеспокоены, часто неуравновешенные и плаксивые.
Особенности поведения замкнутых детей:
- Недоверие и подозрительность к сверстникам;
- Подавленное настроение;
- Эмоциональная холодность;
- Равнодушие товарищей.
Причины замкнутости:
- Низкая самооценка;
- Неуверенность в себе;
- Завышенные требования родителей.
Задачи работы с замкнутыми детьми:
- Формировать у детей желание общаться;
- Развивать коммуникативные навыки;
- Расширять круг общения;
- Повышать самооценку, укреплять уверенность в себе.
Портрет гиперактивного ребенка. Гиперактивный ребенок привлекает к себе внимание, прежде всего чрезмерной подвижностью, неусидчивостью, невнимательностью и импульсивностью реакций. Он постоянно дергается, крутит что-то в руках, не может усидеть на месте, отвлекается сам и отвлекает сверстников.
Признаки гиперактивного ребенка:
- Неспособный сосредоточиться на деталях;
- Ошибается по невнимательности;
- Неспособный доводить до конца задания;
- Постоянно отвлекается на посторонние раздражители;
- Постоянно что-то забывает;
- Не может дождаться своей очереди.
Причины возникновения гиперактивности:
- Генетические факторы;
- Родовые травмы;
- Изнуряющие соматические заболевания;
- Инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы и годы жизни;
- Психосоциальные проблемы - взаимоотношения в семье, тип семейного воспитания.
Задачи работы с гиперактивными детьми:
- Установить правила поведения и систему поощрений и наказаний;
- Дать возможность ребенку тратить избыток энергии через физические занятия, но не переутомлять - это приводит к снижению самоконтроля;
- Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее;
- Научить управлять эмоциями;
- Использовать элементы массажа, поглаживание.
Коррекционная работа с гиперактивными детьми
- Обучать приемам саморегуляции через использование релаксации, визуализации;
- Обучать самомассажу;
- Использовать игры на развитие координации движений;
- Использовать игры для развития тактильного взаимодействия;
- Развивать мелкую моторику (пальчиковые игры)
- Псхогимнастические упражнения с целью понимания эмоционального состояния детей;
- Использовать работу с глиной, песком
- Коррекционную работу строить поэтапно: индивидуальная, парная, подгрупповая.
Портрет тревожного, застенчивого ребенка. Постоянно испытывают угрозу, пугливы, растеряны, не могут долго работать, быстро устают, трудно сосредотачиваются, какое - либо задание вызывает чрезмерное беспокойство, при выполнении задач очень напряжены, скованы. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Для тревожных детей характерны соматические проблемы: боли в животе, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание, учащенное сердцебиение.
Причины тревожности
- нарушение взаимоотношений между родителями и детьми;
- авторитарный стиль родительского воспитания в семье;
- психологические травмы (испуг)
- завышенные требования к ребенку;
- постоянное сравнивание ее с другими детьми;
- развод родителей;
- высокая тревожность родителей, невроз или другие психические расстройства.
Задачи работы с тревожными детьми
- Нет соревнований и видов работ на скорость.
- Не сравнивайте ребенка с другими.
- Способствует повышению самооценки ребенка, чаще хвалите, но так, чтобы она знала, за что.
- Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
- Демонстрируйте образцы уверенного поведения.
- Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
- Не унижайте ребенка, наказывая его.
- Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
Диагностические методики для определения причин тревожности, застенчивости:
Дети:
- «Лесенка» - определение самооценки;
- Рисунок семьи;
- Кинетический рисунок семьи;
- Методика диагностики тревожности (модификация теста Амена).
- Стандартизированное наблюдения. Социометрия.
- «Страхи в домиках».
Родители:
- Тест на оценку уровня тревожности А. Захарова.
Нарушение речи - большая помеха в общении детей со сверстниками и взрослыми. Поэтому в дошкольном учреждении должно уделяться особое внимание процессу социализации ребенка с речевыми проблемами.
Одни дети могут даже не обращать внимания на свои недостатки, они охотно вступают в контакт со сверстниками, у них отсутствуют элементы застенчивости и уязвимости.
Другие чувствуют, в связи с дефектом речи, неприятные переживания, скрывают его, компенсируя манеру речевого общения с помощью уловок (что выражается в протесте).
Но есть группа детей, которые фиксированы на речевом недостатке, глубоко переживают его. Для них характерна склонность к самоуничтожению, болезненность, выраженный страх, тревожность перед неизвестным, незнакомым.
Особенности эмоционально - волевой сферы:
- Повышенная возбудимость;
- Раздражительность;
- Общая заторможенность;
- Склонность обижаться;
- Быстрая смена настроения;
- Тревожность, неуверенность.
В тесном сотрудничестве с учителями - логопедами, воспитателями и родителями необходимо формировать у детей
- Умение воспринимать и оценивать себя как личность;
- умение определять свое место в коллективе;
- готовность адекватно реагировать на ошибки и неудачи, принимать компромиссные решения;
- способность решать конфликты положительным путем;
- позитивное восприятие других детей, желание общаться с ними.
3. Практическая часть
(выполнение комплекса упражнений, направленных на коррекцию нарушений проблем в общении)
3.1. Упражнение «Опыт с водой»
Цель: познакомить с понятием эмоции и настроение, учить понимать собственные чувства.
Материал: 3 стакана с водой, чайная ложка, блестинки, кусочек глины.
К детям пришел мишка Винни-Пух. Посмотрите, дети, какой он добрый, веселый. Его любят все зверьки. У мишки хорошее настроение и водичка в стакане чистая и прозрачная. К мишке пришли друзья Пятачок и Зайчик. Они вместе играют, веселятся, танцуют, поют. Взрослый бросает в другой стакан блестинки и показывает детям:
«Посмотрите на водичку во второй стакане. Она блестит, переливается. Какая веселая и хорошая водичка, как и настроение у наших зверушек».
И вот мишка рассердился на Пятачка и начал его бить. Пятачок плачет, его обидели, а зайчик грустит. Всем зверям плохо. Взрослый бросает в третий стакан комочек глины и перемешивает. - «Посмотрите на водичку в третьем стакане. Какая она? Да, грязная и мутная. Это потому, что настроение у зверюшек испорчено, как водичка. Злость, обида, печаль спрятались в ней. Как нам исправить ситуацию, чтобы всем снова стало весело? Надо помирить друзей».
Дети поют мирилки. Взрослый ставит стакан с прозрачной водой и говорит: «Друзья помирились и у них снова хорошее настроение».
- Дети, в каком стакане спряталось хорошее настроение? В каком веселое, радостное? А в какой злой, грустный?
- А у вас настроение?
Давайте сейчас потренируем наши эмоции.
3.2. Упражнение «Мои эмоции»
Задание. Детям предлагается:
- Обрадоваться, как цветы солнышку;
- Нахмуриться, как осенняя туча, разгневанный человек;
- Позлиться, как голодный волк;
- Испугаться, как кошка, которая увидела собаку;
- Улыбнуться, как хитрая лисичка, счастливый ребенок.
А сейчас мы с вами немного споем.
3.3. Упражнение «Звуковая гимнастика»
Цель: создавать условия для укрепления духа и тела.
Стоять нужно ровно, состояние спокойное, расслабленное. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.
А - положительно влияет на весь организм.
Е - хорошо влияет на щитовидную железу.
И - влияет на мозг, глаза, нос, уши.
В - связь с сердцем, легкими.
Я - влияет на работу всего организма.
Х - влияет на очищение организма.
ХА - улучшает настроение.
3.4. Упражнение «Обезьянки»
Цель: стабилизировать, оптимизировать атмосферу в группе; развивать умение координировать вербальную и двигательную активность; формировать способность регулировать процессы возбуждения и торможения.
Мы малыши - обезьянки (приседают, руки согнуты в локтях, пальцы растопыренные).
Дом наш - в джунглях на полянке.
Любим банан жевать (сжимают и разжимают пальцы перед ртом),
Бросать кокосы (имитируют бросок),
Качать лианы (поднимают и опускают руки, расшатываются влево и вправо).
Широко открыть рот (открыть рот)
И дразнить весь народ (высовывают язык).
Показать ушки людям (тянут руками себя за уши),
Вверх на цыпочках прыгать (прыгают на месте),
Громко - громко что-то кричать (громко выкрикивают гласные звуки «а», «о», «у»
А теперь мы остановились (опускают руки)
И на землю опустились (успокаиваются, садятся на место).
Отдохнули? Давайте работать дальше. Все вы знаете, что можно общаться не только с помощью языка, но и с помощью мимики, жестов, движений.
3.5. Упражнение «Кричалки, шепталки, молчалки»
Цель: развитие саморегуляции и самоконтроля.
Участники внимательно следят за сигналами. Когда психолог поднимает красную ладонь - «кричалку», можно бегать, кричать, петь; желтую ладонь - «шепталку» - можно тихо двигаться и шептать, на сигнал «молчанка» - синяя ладонь - все должны замереть на месте или лечь на пол и не двигаться. Закончить игру следует «молчалками».
3.6. Упражнение «Тух - тиби - дух»
Цель: выработка навыков ослабление негативных эмоций, обучение нормам поведения в ситуации агрессивности.
Я скажу вам по секрету волшебное слово. Это заклинание против плохого настроения, обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по - настоящему, нужно ходить по комнате и ни с кем не разговаривать. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды сердито произнесите «волшебное» слово. Чтобы это слово подействовало, нужно говорить его глядя в глаза человеку, который стоит перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя и должны участники произносить слово «тух - тиби - дух» сердито, через некоторое время они не смогут не смеяться.
3.7. Упражнение «Встреча»
Необходимо рассчитаться на «Добрый», «Веселый» и стать в два круга: внешний и внутренний лицом друг к другу и, используя невербальные средства общения, поочередно поздороваться с каждым участником противоположного круга так, как будто они встретили:
- друга;
- врага;
- первую свою любовь;
- незнакомца;
- директора;
- маленького ребенка.
Обсуждение:
- Какие ощущения были, когда вы встретились с другом, незнакомцем, директором?
- Как изменились жесты, движения, эмоции? Какие были трудности?
Ведущая обобщает:
- В разных ситуациях, в общении с разными людьми мы действуем по - разному.
3.8. Упражнение «Руки»
Цель: знакомить участников с невербальными формами общения, помочь преодолеть замкнутость, скованность.
Упражнение выполняется в парах. Психолог говорит фразу, а все повторяют ее:
- руки знакомятся;
- руки здороваются;
- руки обнимаются;
- руки ссорятся;
- руки мирятся.
3.9. Упражнение «Письмо в руке»
Цель: научить фиксировать ощущения, связанные с определенными образами на основе тактильных ощущений, формировать навыки эмпатии.
Участники стоят лицом друг к другу. Один закрывает глаза и протягивает правую раскрытую ладонь к другому участнику.
«Зрячий» партнер должен нарисовать (написать) словом, одну фигуру или образ. «Слепой» участник должен расшифровать фигуру, образ или слово и сказать партнеру, что он нарисовал.
3.10. Упражнение «Рисование одним карандашом»
Цель: учить взаимодействовать друг с другом, развивать навыки восприятия, способность тонко чувствовать партнера; формировать навыки взаимопонимания.
Участники садятся за свои столы. Каждая команда получает лист бумаги, карандаши. Команда рисует картинку, сидя за одним столом. Участники не должны разговаривать, договариваться о том, что они рисуют. Можно только смотреть друг на друга, чтобы отгадать что хотят партнеры. После завершения упражнения участники демонстрируют свои работы.
3.11. Составление схемы психологического сопровождения при работе с детьми, нуждающимися в коррекции в общении в условиях ДОУ:
1 группа описывает методы диагностики;
2 группа описывает особенности коррекционной работы;
3 группа описывает работу с родителями;
4 группа описывает направления работы с воспитателями.
Ведущая - А теперь представители от каждой группы озвучат результаты коллективной работы.
4. Заключительная часть
4.1. Подведение итогов занятия.
4.2. Вручение памяток по системе работы психолога ДОУ с детьми, родителями и педагогами по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей.
Психолог:
- Коррекционную работу следует вести параллельно с ребенком, родителями и педагогами. В зависимости от выявленных причин в работе со взрослыми необходимо сосредоточиться на изменении негативной установки в отношении к ребенку на позитивную и стиля взаимодействия с ребенком. Я всем вручаю памятки, которые будут Вам полезны при работе с детьми, имеющими проблемы в общении.
Памятка
Коррекционная работа с замкнутыми, застенчивыми и тревожными детьми
1. Включение в занятия задач на коррекцию речевых нарушений, коммуникативной сферы, повышение самооценки, развитие нравственной и эмоциональной сферы.
2. Установление положительного контакта между участниками. На первых 2 - 3 занятиях важнейшими станут невербальные формы общения.
3. Использование коллективных форм работы, направленных на открытие для детей красоты окружающего мира, повышение самооценки и восприятия себя.
4. Использование различных форм арт - терапии, музыкальной терапии.
Коррекционная работа с агрессивными:
1. В комплекс коррекционных методик следует включить обучение детей навыкам саморегуляции.
- Прежде чем перейти к действию, скажи себе «Стоп». (Можно нарисовать знак «Стоп» в виде кружочка, внутри которого большими буквами написать «Стоп». Раскрасить его вместе с малышом в спокойные тона: желтый, синий, голубой, золотистый. Этот кружок лучше положить в карман брюк. Перед тем как сделать агрессивное действие, предложите ребенку подержаться за этот знак.)
- Прежде чем перейдешь к действию, глубоко вдохни, посчитай до 10.
- Прежде чем кого-то ударить, сильно сожми кулаки и разожми их (до 10 раз).
2. Упражнения на развитие и коррекцию внимания, эмоциональной и коммуникативной сферы, самоконтроля, тонкой и общей моторики, снятие физического напряжения.
3. Для установления эмоционального контакта между участниками группы следует использовать скороговорки, направленные на сплоченность группы или жест приветствия.
4. Рекомендуется обсуждение правил поведения игры в группе и строгое их соблюдение.
5. Надо предоставить возможность для выхода энергии, при этом пытаясь перевести ее разрушительное действие в безобидную сферу (рвать бумагу, использовать различные физические упражнения). Элементы танцевальной терапии помогут снять эмоциональное напряжение, поддержать позитивный настрой.
6. Игры и упражнения на развитие устойчивости внимания, возбуждения и торможения, создание ситуаций успеха.
7. На занятиях целесообразно использовать цветотерапию в сочетании с пальчиковыми играми, так как развитие мелкой моторики стимулирует деятельность зон коры головного мозга.
8. Стабилизация эмоционального состояния детей обязательно в конце занятия. Достичь этой цели можно разными способами: релаксация под музыку, дыхательная гимнастика.
Коррекционная работа застенчивым ребенком:
- Следует расширять круг знакомств своего ребенка, чаще приглашать к себе друзей, брать малыша в гости к знакомым людям, учить ребенка спокойно реагировать на новые места и людей.
- Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, пытаться полностью оберегать его от всяких опасностей, не делайте сами все за ребенка, дайте ему свободу деятельности.
- Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах.
- Привлекайте ребенка к различным поручениям, связанным с общением, создавайте ситуации, в которых стеснительному ребенку пришлось бы вступать в диалог с незнакомыми взрослыми (в магазине, на улице, в детском парке).
С агрессивным ребенком:
- Следует помнить, что запрет и повышение голоса - неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения, можно надеяться на то, что агрессивность будет преодолено.
- Показывайте ребенку личный пример позитивного поведения. Не допускайте проявлений гнева или критических высказываний о своих друзьях или коллегах.
- Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, перенести ее на другие объекты. Позвольте побить подушку или разорвать бумагу на мелкие кусочки, покричать в «мешочек для крика», и вы увидите, что агрессивность снизится.
- Пусть ваш ребенок постоянно чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз приласкать или пожалеть его. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.
С гиперактивным ребенком:
- Работайте с ребенком в начале дня, а не вечером;
- Снизьте рабочую нагрузку на ребенка;
- Делите работу на более короткие, но частые периоды. используйте физкультминутки.
- Снизьте требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха;
- Во время занятий сажайте ребенка рядом со взрослым;
- Используйте тактильный контакт (элементы массажа, поглаживания, объятия)
- Давайте четкие, краткие инструкции;
- Используйте гибкую систему поощрений и наказаний;
- В своих взаимоотношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку.
- Хвалите его каждый раз, когда он это заслужил, замечайте успехи.
Это позволит закрепить уверенность в своих силах.
- Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя»;
- Говорите сдержанно, спокойно и мягко;
- Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить;
- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;
- Поощряйте ребенка ко всем видам деятельности, требующих сосредоточения внимания (например, работа с кубиками, конструктором, раскраска, рисование, лепка пластилином, глиной, игры с песком)
- Поддерживайте дома четкий распорядок дня;
- Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку это приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
- Задачи должны быть простыми и конкретными, скажем «Почисти зубы. А теперь одевайся».
- В комнате ребенка должно быть как можно меньше предметов, игрушки должны быть расставлены так, чтобы не отвлекали внимание.
4.3. Обратная связь
- А сейчас хотелось бы узнать, сбылись Ваши ожидания относительно проведенного семинара. Взгляните на наше «Дерево ожиданий», где вы приклеили ожидания-листочки.
4.4. Ритуал прощания
Ведущая: А сейчас мы все встанем в круг друзей, возьмемся за руки, и поочередно пожелаем всем нам чего-то достичь в нашей деятельности, того что станет эффективным и полезным для начинающего психолога.