Цель:
- раскрыть понятие «неполная семья»;
- дать понять основные функции матери и отца;
- показать негативное влияние неполной семьи на детей обоих полов.
Ход тренинга психолога для родителей в детском саду
1. Игра - знакомство «И это-прекрасно».
Цель: знакомство участников группы; осознание ответственности перед своими близкими, осмысление действенной заботы.
Правила игры:
Родители становятся в круг. Психолог произносит образец обращения к группе: «Меня зовут Елена Николаевна. Я люблю угощать свою семью вкусными пирогами». Другие родители делают жест одобрения (большой палец поднят вверх, остальные сжаты в кулак) и хором говорят: «И это-прекрасно». Каждый из родителей обязательно сообщает что-то, связанное с его заботой о своей семье и получает одобрение других родителей.
2. Информационная часть.
Психолог: Семья – ячейка общества, малая социальная группа, члены которой связаны брачными, родственными отношениями и общим бытом.
Семья осуществляет связь поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи; это переменная группа людей с иерархической структурой, определенным циклом развития, стереотипными формами поведения.
Основные функции семьи:
- Репродуктивная - рождение детей;
- Экономическая - общественное производство средств для жизни, ведения собственного хозяйства, наличие собственного бюджета, организация потребительской деятельности;
- Воспитательная - социализация ребенка;
- Коммуникативная - организация внутри- и вне семейного общения;
- Гедонистическая - наличие у человека биологической и сексуальной потребности, удовлетворение которой является такой же необходимостью, как и удовлетворения жажды и голода;
- Реакционная и психотерапевтическая - безусловное принятие каждого члена семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевания и т.д.) не может самостоятельно регулировать собственное поведение в соответствии с социальными нормами;
- Восстановительная - укрепление здоровья и долголетия членов семьи. Это важный фактор физического и психологического благополучия человека;
- Досуговая - организация рационального досуга, удовлетворения потребностей в совместном проведении досуга;
- Информационная - получение членами семьи информации об окружающей среде.
Неполная семья - это семья, в которой нарушены брачные отношения и определенные функции. Это семья, в которой ребенок, дети проживают с одним из родителей.
Среди зарубежных исследователей вместо термина «неполная семья» употребляется понятие «семья с одним родителем», поскольку оно точно отражает сущность, ибо неполными могут быть, например, семьи без детей.
Виды неполной семьи:
- Разведенная (образуется в результате развода);
- Полусиротская (смерть одного из родителей);
- Внебрачная (рождение ребенка вне брака);
- Приемная (усыновление ребенка);
- Дистанционная (семья является юридически полной, но один из родителей длительное время проживает на расстоянии от семьи; создается в результате длительного пребывания на заработках или после заключения одного из родителей в тюрьму).
3. Мозговой штурм «Функции отца и матери».
Участникам занятия предлагается назвать по кругу по 2 основные, по их мнению, функции отца и матери в семье.
Психолог. Функции матери и отца, возможно, сначала почти одинаковые, однако, постепенно с взрослением, ребенок начинает понимать различия. Мать является для ребенка источником удовлетворения его потребностей, моделью построения знаний о мире, концепцию представлений о себе, отец же - источником безопасности, защиты, поддержки, регулятором контроля и поведения. Мать формирует эмоциональный фон психосоциального развития ребенка, отец способствует формированию волевых качеств, делает ребенка более организованным, дисциплинированным и независимым. Влияние матери связано с лаской, нежностью, любовью и заботой, а влияние отца - с воспитанием через игру, визуальное внимание. Дети, которые много играют с отцом, особенно если в играх присутствуют элементы риска и исследования, становятся более способными к обучению. У детей высокие показатели психомоторного и умственного развития, в общем, у них есть возможность для оптимального развития, если их родители удовлетворяют потребности ребенка.
За формирование у ребенка социального интереса ответственный отец. Он должен относиться к детям как к равным и быть положительно настроенным на отношения с женой, работу, общество, активно участвовать в воспитании детей. В то же время ему следует избегать эмоционального отчуждения и родительского деспотизма, потому что эти две ошибки имеют одинаковые последствия: дети, которые испытали на себе такие недостатки родительского воспитания, пытаются в будущем достичь личностных преимуществ перед социальными. Родители больше способствуют усвоению гендерных ролей. У хорошего, любящего отца сыновья вырастают настоящими мужчинами, энергичными и уверенными в собственных силах. Родительская любовь способствует формированию чувства женственности у девочки. По выражению известной российской феминистки М. Арбатовой, «уверенной в себе девочку делают любящие глаза отца». Приоритет материнской любви приводит к закреплению инфантильных черт у ребенка и в соответствии с проблемами социального становления. Приоритет родительской любви отражается на развитии эмоциональной сферы ребенка, способности к проявлению чувств.
Отцы чаще играют с детьми, а матери больше занимаются подготовкой их к жизни и обсуждают с ними межличностные вопросы. Матери чаще требуют послушания и подчинения, применяя порицания, вызывают чувство вины, тогда как отцы - применяют сильные, уверенные стратегии. Активная воспитательная позиция отца улучшает психосоциальную адаптацию ребенка.
4. Упражнение (технология микрофон) «Закончи предложение».
Сначала, давайте дадим ответ на простые вопросы:
- Кто такой ребенок?
- Кто такие родители?
Родители по очереди заканчивают предложения:
- Родители - это ...
- Ребенок - это ...
- Родители и дети - это ...
Вывод. Родители и дети - это семья. Родительское отношение к ребенку - система разнообразных чувств, привычных моделей общения с ним, особенностей восприятия его поступков.
5. Раздача родителям памяток и буклетов
«Последствия неполной семьи для мальчиков и девочек». См. приложение ниже.
6. Обратная связь.
Родители продолжают предложение: «Сегодняшняя встреча для меня ...» или «Сегодня я ...».
7. Прощание.
Участники улыбаются друг другу.
Приложения к тренингу.
Буклет для родителей «Влияние развода родителей на детей дошкольного возраста»
Даже младенец способен остро испытывать стресс, который переживает во время развода мать, результатом реакции на ее депрессивное состояние может быть смерть ребенка; у детей
депрессивных матерей депрессивное настроение наблюдалось уже в 8-месячном возрасте, они становились более раздражительными, их труднее успокоить по сравнению с другими детьми. У детей дошкольного возраста появляются признаки стресса, в частности тревожности, страха отделения, что проявляется в навязчивости, повышенной потребности во внимании со стороны взрослых, регрессивных формах поведения (сосание пальца, энурез, пр.)
Дети в возрасте 2,5-3,5 лет реагируют на развод плачем, расстройством сна, страхами, снижением познавательной активности; дети 3,5-4,5 лет - повышенным уровнем агрессивности, заниженной самооценкой и чувством вины. У 5-6 летних детей после развода наблюдается усиление агрессии, тревожности и раздражительности. Эти дети уже осознают те изменения, что повлечет за собой развод, способны рассказать о своих чувствах, о печали за отцом и желании его возвращения.
Памятка для родителей «Последствия неполной семьи для мальчиков и девочек»
Последствия для мальчиков |
Последствия для девочек |
Мальчики, выросшие без отца, более агрессивны, менее контактные, склонны признавать авторитет женщины, раньше начинают половую жизнь, тяготеют к частой смене партнеров, поскольку не способны к стойким отношений с представительницами противоположного пола; у них бывают трудности с половой идентификацией и поиском собственной идентичности - усваивают вульгаризированный псевдо мужской стиль поведения; таким юношам присуща конфликтная самооценка: с одной стороны, повышенное недовольство своим качествам, а с другой, игнорирование негативной информации о себе. |
У девушек, которые выросли без отца, искаженные представления о браке, семейных отношениях и мужчинах, есть проблемы с установлением контактов с представителями противоположного пола; они склонны к ранней половой жизни и неразборчивы в выборе полового и брачного партнеров. Девочка, которая недополучила родительской ласки и тепла, будет всегда его искать у чужих мужчин. Женщины, которые в детстве недополучили ласку и заботу от матери, склонны использовать карательные средства воспитания и срывать свой гнев на детях. |