Модуль 3. «О волшебных зеркалах»
Пояснительная записка к программе
Цель: знакомить детей с составляющими «Я-образа»; закрепить нравственные ориентиры ребенка: понятия добра, зла, любви.
Оборудование: текст «Сказка о волшебных зеркалах». Скачать приложение внизу статьи
Ход занятия психолога
1. «Минутка доброты».
Руки мамочки моей —
Пара белых лебедей:
Так нежны и так красивы,
Столько в них любви и силы!
Целый день они летают,
Будто устали не знают.
В доме наведут уют,
Платье новое сошьют,
Приласкают, обогреют —
Руки мамы все умеют!
- Дети, как вы думаете, что самое важное, самое теплое в мире (Руки матери, ее ладошки)
- Без чего на земле не было бы жизни? (Без солнышка)
- А что вы просите ежедневно у Бога? (Доброты)
- Что такое добро, доброта?
- Вы почувствовали нежность к маме, слушая этот стишок? Вот проснулась в вашем сердце доброта.
- Главное, ребята, чтобы ваше сердце было чутким, добрым, никогда не оставалось бездушным, каменным.
- В какой сказке у королевы сердце было ледяным? (Сказка о Снежной королеве).
- Сегодня мы с вами продолжим читать сказку, в которой есть и добро, и зло, и настоящая любовь. Она и поможет нам познать самих себя.
- Как называется наша сказка? (Сказка о волшебных зеркалах).
2. Чтение «Сказки о волшебных зеркалах»
А теперь задание: нарисуйте образ Кари в волшебном зеркале так, как вы себе представляете.
- Дети, а сейчас вы покажете мне свои рисунки.
- Какого цвета вы нарисовали волшебные зеркала? (Зеленого, голубого, красного).
- Какой видела себя Кари в зеленом зеркальце? (Красивой, с большими серыми глазами, золотыми волосами, пухлыми губами).
- Каким было ее отражение в голубом зеркальце? (Нечетким, расплывчатым, как в тумане).
- А в красном? (Из зеркала на нее смотрело лицо какой-то другой девочки. Ей казалось, что глаза у нее презрительно сощурены, чересчур надутые губы, неприятная улыбка).
- Дети, знаете почему Кари такая разная в этих волшебных зеркалах?
- В зеленом - она видела себя такой, какая сама себя представляла;
- В голубом - такой, какой видел ее принц. Ведь он совсем не знал ее, он не знал, хороший она человек или нет, добрая она или злая. Поэтому отражение Кари было нечетким.
- Ну, а когда Кари смотрела на себя в красное зеркальце, то видела себя такой, какой была на самом деле.
- Давайте вспомним, почему в конце сказки во всех трех зеркалах у Кари было одинаковое лицо? (- Потому что она изменилась).
- Как изменилась Кари?
Дети, Кари всегда думала, что она хорошая, красивая. А на самом деле это было совсем не так. Кари не слишком любила помогать родителям, злилась на своего маленького котика и на подруг за то, что они стремились понравиться принцу, на своего отца за то, что он похвалил девушек рыбаков. Она считала себя красивой и лучше всех. Но часто она была злой, завистливой и гордой.
- А какой она стала, когда правильно поняла себя? Давайте вспомним.
Кари больше не ленилась, выполняла домашнюю работу, стала внимательнее к родителям и приветливее с подругами, ласково гладила своего маленького котика и разговаривала с ним. Кари изменилась в том, что сердце ее наполнилось нежностью, она стала доброй и смелой, она правильно поняла себя, волшебные зеркала ей очень помогли, ведь во всех зеркальцах она увидела то же самое лицо: прекрасное, доброе и счастливое.
- А принц Агор увидел ее такой же доброй и счастливой?
- Дети, Кари любила принца и спасла его от злого Дракона. Тогда принц увидел ее прекрасное лицо и узнал. Да, это была хорошая и смелая девочка. Благородный поступок совершила Кари, а помогла ему в этом любовь. Она очень любила принца и нашла способ, как спасти его.
- Скажите, а кому вы дарите свою любовь?
- От кого получаете любовь?
- В чем проявляется ваша любовь?
Любить - это значит дарить свое тепло, радость другим людям, тем, которые вокруг вас. Любовь - это наши чувства, это состояние души. Развивайте чувство любви к природе (почитайте ее, оберегайте, любуйтесь ею) ко всему живому, к красоте. И любовь спасет мир. В священной книге есть две главные заповеди любви, где сказано: «Люби ближнего своего, как самого себя».
Ну, а волшебные зеркала, такие, как мы уже с вами читали, они бывают только в сказке. Надо учиться понимать себя и понимать других.
На следующих занятиях мы продолжим изучать себя, свои поступки, оценивать свои действия и мысли.
4. Подведение итогов
- Назовите составляющие «Я-образа».
- Что нового и интересного вы почерпнули из нашего занятия?