Коррекционно-развивающая программа психолога по снижению агрессивности у дошкольников. Начало.
Цель:
- обеспечить атмосферу доверия;
- снять эмоциональное напряжение, повысить уровень адаптации в коллективе;
- развить умение распознавать эмоциональные состояния других людей;
- развить сострадание, милосердие;
- вызвать положительные эмоции у детей.
Материал: набор карточек со схематическим изображением различных эмоциональных состояний людей, карандаши.
Ход занятия психолога
1. Приветствие.
2. Этюд «Улыбка по кругу»
Все берутся за руки и «передают улыбку по кругу»: каждый ребенок поворачивается к своему соседу справа или слева и, пожелав ему что-то хорошее и приятное, улыбается ему, тот улыбается следующему соседу и т.д. При этом можно образно «взять улыбку» в соединенные ладони и бережно «передавать» ее по кругу, из рук в руки. Психолог интересуется впечатлениями детей от занятия, благодарит группу за работу и приглашает на следующую встречу.
3. Упражнение «Наши эмоции»
Для выполнения упражнения понадобится набор из шести карточек со схематическим изображением различных эмоциональных состояний человека, например: радость, страх, злость, грусть, вина, спокойствие.
Для работы с карточками предлагается серия заданий:
- Назвать эмоциональные состояния (чувства, настроения), изображенные на карточках.
- Разделить лист дневника на 2 половины и перерисовать схематические рисунки так, чтобы слева были изображения эмоциональных состояний, которые детям нравятся, а справа - какие не нравятся. После выполнения задания дети по очереди называют эмоциональные состояния, изображения которых оказались слева, а затем - справа, и объясняют, почему им нравятся либо не нравятся определенные эмоциональные состояния.
- Определить свое настроение, эмоциональное состояние в этот момент, схематично изобразить его в своем дневнике и коротко объяснить причину этого состояния.
При обсуждении различных эмоциональных состояний психолог обращает внимание детей на особенности экспрессии лица: форма глаз и бровей, форма губ, положение уголков рта, и тому подобное. В процессе выполнения упражнения психолог обращает внимание на эмоциональное состояние детей в группе, констатирует наличие повышенной тревожности отдельных ее участников.
4. Беседа психолога с детьми «Волшебное слово»
Логическим продолжением игры становится короткая беседа о силе «волшебного» слова «пожалуйста», о последствиях вежливости и грубости, о том, какое впечатление производит на людей вежливый человек, а какое - грубый человек. И какая из этих двух тактик решения проблем является более конструктивной и эффективной.
5. Игра «Мой хороший мышонок»
Дети стоят в кругу. Затем взрослый говорит: «Дети! К нам в гости пожаловал мышонок. Он хочет с нами познакомиться и поиграть. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы ему понравилось у нас, чтобы он захотел прийти к нам снова? Дети предлагают: «Говорить с ним ласково», «Научить его играть» др. Взрослый бережно передает кому-то из них игрушечного мышонка. Ребенок, получив игрушку, должен прижать ее к себе, погладить, сказать что-то приятное, назвать ласковым именем и передать (или перебросить) мышонка другому ребенку. Игру лучше проводить в медленном темпе.
6. Минутка отдыха «Птичка»
Дети представляют себя птицами, порхают в голубом небе, поют и радуются солнышку.