Программа психолога по снижению агрессивности у дошкольников. Пояснительная записка.
Цель: создание положительного эмоционального настроя, сплоченности группы, снятие эмоционального напряжения, повышение самооценки у детей.
Сообщение цели занятий
Дети садятся в круг на стульчики или ковер. Психолог сообщает, что они будут встречаться на занятиях, где будут играть, рисовать, общаться. А главное - смогут поделиться с другими детьми своими радостями и проблемами, получить добрый совет, помощь и поддержку. На занятиях дети научатся лучше понимать себя и других, узнают много нового и интересного.
Упражнение «Имя»
Цель: развитие коммуникативных навыков, формирование положительной самооценки, сплочение группы.
Дети передают по кругу мяч, называя предыдущих участников и добавляя свое имя. Разрешается называться вымышленным именем, тем, которое нравится (уровень самооценки, диагностический симптом недовольства).
Упражнение «За что меня можно любить»
Цель: повышать самооценку.
Психолог предлагает детям назвать свои черты, за которые, по мнению ребенка, его можно любить. Выигрывает тот, кто смог назвать больше всего.
Игра «Стоножка»
Цель: развитие сплоченности группы.
Дети становятся друг за другом и держатся за плечи того, кто стоит впереди. В таком положении они преодолевают различные препятствия, например такие:
- встать на стул и сойти с него;
- проползти под столами;
- обойти «широкое озеро»;
- пройти через «густой лес»;
- прятаться от диких животных.
В течение всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера.
Рисунок «Мои друзья»
Детям предлагается нарисовать друзей. Можно рисовать их как людей, а можно в виде животных, птиц, цветов, деревьев и тому подобное.
После рисования обсудить рисунок с детьми:
- Кто нарисован?
- Почему именно этих детей нарисовали?
Рисунок может дать информацию об отношениях с другими детьми. Стоит обратить внимание: кто нарисован ближе всех к ребенку, размеры фигур. Интересными могут быть ассоциации, связанные у ребенка с его друзьями. Например, если кто-то из детей нарисован в виде елки, это может означать, что отношения с этим ребенком напряжены, возможно, он испытывает страх от общения с этим ребенком, потому что этот ребенок «колется».
Прощание.
Дети берутся за руки, легко ими покачивают и с улыбкой говорят: «Всем, всем, до свидания!»