Занятие 6 из программы коррекции страхов для старших дошкольников «Преобразование страха»

Пояснительная записка к программе

Цель. Профилактика и коррекция страха у детей. Помощь осознанию содержания своих переживаний. Обучение способам преодоления страхов. Воспитание желания преодолевать свои страхи, смелость, взаимоуважение, жизнерадостность.

Материалы: «волшебная» палочка; цветные карандаши; бумага; 2 свечи; вырезанные половинки сердечек различной формы; магнитофон; диск с записью веселой и спокойной мелодий.

Приветствие «Здравствуй, солнышко». (5 мин)

Цель: Установление эмоционально-положительного контакта. Формирование чувства принадлежности к группе. Воспитание доброжелательности, вежливости, самоуважения.

«Символ вулкана» (5 мин)

Закройте глаза, расслабьтесь и представьте, что все ваши проблемы, страхи находятся в гейзере, который вот-вот взорвется, как вулкан. Как нам известно, вулкан не всегда находится в активном состоянии, а лишь периодически. Представьте, что вы и есть тот гейзер, в котором сейчас находится этот страх.

Освободитесь от него сейчас, скажите ему все, что вы о нем думаете, все, что накипело, до тех пор, пока вы не успокоитесь и не избавитесь от страха, который вас держит. После непродолжительного промежутка времени вы постепенно чувствуете облегчение, и это облегчение испытывает все ваше тело. Вы довольны своими действиями, вы победили страх, а значит - вы стали сильнее, а главное - смелее. Почувствуйте этот момент. На вашем лице появляется улыбка, а в душе радость. После чего, убедившись, что страх полностью исчез, медленно возвращайтесь к реальному миру.

В конце упражнения происходит обсуждение, дети рассказывают, что они чувствовали, какой урок для себя они вынесли, действительно ли они освободились от страха?

Упражнение на релаксацию «Освобождение». (5 мин)

Цель. Коррекция страхов. Формирование навыков саморасслабления. Развитие воображения.

Ход упражнения.

Все садятся вокруг стола, на котором стоит горящая свеча. Играет тихая спокойная музыка. Дети расслабляются и, глядя на свечу, освобождаются от страхов в своей жизни.

Подвижная игра «Если весело тебе».

Цель. Создание у детей радостного настроения. Укрепление психомоторного комплекса. Воспитание уверенности, веселого настроения.

Ход игры.

Дети, идя по кругу под музыку, поют «Если весело тебе - делай так». Словами «делай так» - останавливаются, поочередно показывают какие - либо движения, а все повторяют их.

«Если весело тебе, делай так ...

Если весело тебе, делай так ...

Если весело тебе,

Другу рядом улыбнись.

Если весело тебе, делай так ... »(повторяют все показанные движения)

Рисование «Что я буду делать со своим страхом?»

Цель. Коррекция страха. Формирование способности выражать свои чувства в рисунке. Помощь осознанию содержания своих переживаний и их отреагирование. Развитие воображения, побуждение к творчеству. Воспитание смелости.

При обсуждении рисунков обратить внимание на позитивное сотрудничество автора со страхом.

Чтение рассказа «Обруч» (10 мин)

Цель. Профилактика и коррекция страхов воды, боли, животных. Обогащение опыта эмоциональных переживаний и способов преодоления страха. Убеждение детей в том, что «не все смелыми рождаются, смельчаками - становятся». Воспитание смелости, храбрости, желание преодолевать свой страх.

«Был летний солнечный день. Отовсюду - с улицы, реки, с луга - доносились веселые детские голоса.

А на крыльце, опустив голову, сидел мальчик Андрюша. Кто знает, сколько бы он так сидел, обхватив колени руками и опустив голову, но тут послышалось:

- Ты почему такой невеселый? Почему сам сидишь?

Андрюша поднял голову, огляделся: во дворе никого не было. Это, пожалуй, ему послышалось.

Андрюша прислонился к стене и закрыл глаза. И вновь услышал звонкий голосок:

Ну, чего молчишь?

И теперь Андрюша увидел как на лужайке перед ним выпрыгивает новенький блестящий обруч. Этот обруч вечером принес ему из кузницы папа.

- Вот, - сказал папа, - будет тебе забава.

- Да, это я тебя спрашиваю, - говорил обруч. - Чего загрустил?

Потому что ребята не принимают меня в свою компанию. Говорят, что я робкий и нерешительный. Что им таких не надо, - признался Андрей.

- Да - да, - качался обруч. - Есть из чего расстраиваться. Но беде твоей можно помочь. Давай за мной!

И обруч покатился по тропинке, выбрался на бугорки, перепрыгнул долинки. Катился и говорил:

- Не все смельчаками рождаются, смельчаками - становятся!

Андрюша едва успевал за обручем. Куда же он его ведет?

А обруч уже катился с крутого холма - и с разгона шлепнулся в лужу. Но это не лужа, а целое озеро!

По зеленой воде расходились волны от обруча. Андрюша топтался на берегу, шел в воду, и вдруг выскакивал. Пожалуй, лужа глубокая. Может, и выше пояса будет. А он-то, бульк, и поплыл, разгоняя ряску. Как лягушка. А если крокодилы здесь водятся? Такие аллигаторы, которых он по телевизору видел ...

Андрюша пошарил палочкой в луже и опустил руки, не знал, что делать дальше.

Не все смельчаками рождаются, смельчаками - становятся! - послышалось тихое.

И Андрюша вдруг забыл все страхи, побрел через лужу.

Зеленые лягушки, видимо, от испуга прыгали по сторонам, квакая недовольно.

Андрюша нащупал ногой обруч аж на глубине и побрел к берегу.

Ох, - вздохнул обруч. - А я думал, что останусь ржаветь в тине. Ну, сегодня достаточно, мне надо обсохнуть.

На следующий день снова покатился обруч. Катился под заборами, под кустами сирени и калины, по тропинке через буйные огороды, через цветущий луг, Андрюша бежал за ним, и было ему легко и радостно.

И вдруг за обручем что-то зашуршало. Хорошо, что Андрюша успел остановиться. Перед ним шелестели жалящими листьями непролазные джунгли крапивы.

- Это тебе не какая-нибудь лужа! - растерялся Андрей. - Крапива злая, сердитая. Ее все боятся, даже прикоснуться не решаются.

Он присел на пеньке и загрустил.

Не все смельчаками рождаются, смельчаками - становятся! - послышалось из крапивы.

Андрюша вскочил и, сам себя не поняв, шмыгнул в крапиву ... Дома он залез в бочку с дождевой водой, стоявшую под водосточной трубой, и долго сидел там, чтобы не так болели пожаленные крапивой ноги.

И был еще один летний солнечный день. Андрюша бежал и бежал за обручем.

Андрюша засмотрелся на живописную долину и потерял обруч из виду. А где же он? Пожалуй, в густой траве спрятался.

Андрюша начал искать обруч, как послышалось грозное:

Е-е! Ой, увы! Где бы, вы думаете, был обруч? Он качался на острых, воинственно наставленных рогах козла Бородача ...

Козел Бородач был грозой всех детей, к нему никто не мог подступиться, кроме хозяйки бабы Таисии.

И сейчас бабы здесь не было, а козел пасся, привязанный веревкой. Увы, он уже не пасся, а мотая головой, подступал к Андрюше.

Андрюша обмер. Что же ему делать? Только бежать. И тут на рогах у козла зазвонил обруч.

И Андрюша, расправив грудь, закричал на всю долину:

- Не все смельчаками рождаются, смельчаками - становятся!

И бросился вперед, на козла.

Когда опомнился, увидел, что сидит на холме, а у него лежит обруч, а козел Бородач мирно пасется в долине.

А еще Андрюша увидел ребят, которые стояли на берегу реки и, наверное, уже давно наблюдали за ним.

- Андрюша, иди с нами играть! - позвали.

И он побежал к ним, а ребята удивлялись:

- Почему ты такой смелый вдруг стал?

- Нет, не вдруг, - ответил Андрей. - Это меня обруч научил.

- Какой обруч? - не понимали ребята.

- А вот этот, мне папа из кузницы принес.

- Сказки рассказываешь! - ребята рассматривали обруч и смеялись.

«Ну что же, сказки - это сказки», - подумал Андрей.

А придя домой, он повесил обруч на видном месте - вверху у дверей».

Обсуждение рассказа:

Почему ребята не принимали Андрея?

Кто помог Андрюше преодолеть страх?

Как обруч помог ему преодолеть страх?

Какие страхи обруч помог преодолеть мальчику?

Почему Андрюша повесил обруч на видном месте?

Почему ребята позвали Андрея играть?

С кем веселее играть: с трусом или храбрецом? Почему?

Какие слова помогли Андрею победить свои страхи?

(«Не все смельчаками рождаются, смельчаками - становятся!». Повторить с детьми трижды.)

Как вы их понимаете?

Рефлексия занятия. Упражнение «Волшебная палочка» (5 мин)

Цель. Формирование умения обмениваться мыслями, переживаниями.

Ход упражнения.

Передавая «волшебную» палочку, дети обмениваются впечатлениями.

Прощание. Упражнение «Свеча любви».

Цель. Коррекция эмоциональной сферы, комплекса неполноценности. Тренинг способности выражать свои чувства и благосклонное отношение к другим. Воспитание внимания и уважения к друзьям.

Ход упражнения.

Играет тихая спокойная музыка.

Передавая «свечу любви» по кругу, каждый ребенок, глядя в глаза соседа, должен сказать ему комплимент.