Цель:
- Развитие мышления, умственных операций, памяти, связной речи, внимания, воображения;
- Создание положительного психологического климата;
- Содействие развитию произвольности психологических процессов и самоконтроля;
- Развивать умение понимать и различать различия настроения и эмоционального состояния;
- Учить сопереживанию;
- Формирование коммуникативных навыков в отношениях «ребенок - ребенок», «ребенок - взрослый» и положительной учебной мотивации.
Вспомогательный материал:
- импровизированная Красная Шапочка;
- мягкая игрушка сердечко;
- карточки с геометрическими фигурами.
Раздаточный материал:
- карточки с изображением диких животных разрезанные на четыре части;
- карточки с пиктограммами эмоций;
- бумага размером 1м/м;
- карандаши.
Ход занятия психолога детского сада в старшей группе:
1. Приветствие.
Упражнение «Знакомство»
Цель: создание психоэмоционального комфорта и доброжелательной атмосферы в группе детей.
Рядом с ведущим занятия игрушка сердечко.
Каждый ребенок, сидя в кругу, обращается поочередно к соседу справа, передавая ему сердце, называет свое имя и по желанию немного рассказывает о себе.
Н-р: «Меня зовут Ира, мне 5 лет. Я очень люблю рисовать. С радостью посещаю детский сад ».
2. Психолог обращаясь к детям:
- Дети, возьмите пиктограммы эмоций, и выложите на столике именно ту, которая соответствует вашему настроению.
- Дети, к нам сегодня на занятие пришла маленькая девочка, но это не обычная девочка. Она - сказочный персонаж. А какое у нее имя, и из какой она сказки, вы должны будете догадаться.
Игра «Ассоциации»
Цель: Развитие памяти, логического мышления, воображения.
Воспитывать уважение и доброжелательное отношение друг к другу.
Формировать подъему настроения.
- А чтобы вы, догадались, что это за сказка, я вам дам подсказки в виде загадок, потому что эти персонажи задействованы в данной сказке:
- Серый ходит между дубами,
Тихо щелкает зубами.
Затаился он и умолк,
Грозный зверь этот, конечно же ... (волк).
- Хорошая, мягкая и милая,
С палочкой едва ходила,
Подарки дарила, родную внучку прижимала,
Обнимала, целовала, в гости приглашала ... (бабушка).
- Этой девочке мама красивую шапочку сшила,
Потому что очень сильно она дочь любила,
Затем пирожков напекла,
И попросила, чтобы бабушке отнесла ... (красная шапочка).
3. Появляется Красная Шапочка:
- Здравствуйте, дети! Только пройдя почти через весь лес, я не услышала голоса ни одной птицы. Тогда я спросила ежика, который свернулся в травке под старым дубом, что произошло с птицами, и он мне рассказал, что злая колдунья заколдовала их так, что они перемешались между собой и не могут разъединиться.
Упражнение «Зачарованные жители леса»
Цель: развитие воображения, памяти, логического мышления.
Детям предлагаются картинки с изображением различных птиц, обитателей леса, которые перемешались между собой. Нужно рассмотреть внимательно картинки с неправильно изображенными на них птицами, состоящих из четырех частей, и составить правильно.
Лесные птицы:
Сорока, Синичка
Зяблик, Жаворонок
Дятел, Чижик
4. В групповую комнату забегают дети, переодетые в костюмы лесных птиц.
Они машут «крыльями» кружась по комнате.
Красная Шапочка:
- Дети посмотрите, как танцуют от радости расколдованные птицы. Давайте потанцуем с ними.
Подвижная игра «Танец птиц»
Цель: развитие двигательной памяти, внимания.
Используются картинки с изображением геометрических фигур, которые означают выполнение определенного движения.
Красная Шапочка:
- А чтобы вам было легче выучить танец птиц я буду показывать вам геометрические фигуры, а вы будете вместе с птицами выполнять соответствующие действия, а именно:
- Квадрат - руки в стороны;
- Круг - руки вверх;
- Треугольник - руки в низ.
Усложнения (добавить еще три карточки):
- Прямоугольник - присесть;
- Трапеция - повернуться вокруг себя;
- Овал - выполнить «морскую волну» с помощью рук и плеч.
Дети выполняют соответствующие движения под спокойную музыку.
5. Психолог.
- Дети, кроме лесных птиц есть еще немало птиц домашних, диких, насекомых, технических средств и предметов, которые могут летать.
Предлагаю поиграть в игру и выяснить, что летает, а что нет.
Игра «Летает - не летает».
(Выполняется стоя в круге).
Цель: ориентирование в пространстве, развитие мышления, памяти и воображения.
Называются предметы, названия существ, а дети когда слышат название предмета, летает - хлопают в ладоши. Выбор необходимо обосновывать.
Слова: орел, диван, бабочка, дельфин, майский жук, стул, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, муха, гуси, собака, вертолет, книга, ракета, ковер, ворона.
6. Красная шапочка:
- Дети, а вы знаете игру «А из какой сказки»?
- А давайте поиграем. Я буду показывать картинки с изображением животных или птиц, а вы будете говорить из какой сказки этот персонаж.
Игра «А из какой сказки ...»
Цель: развитие памяти, мышления.
«Колобок», «Котик и петушок», «Лисица и журавль», «Репка» и т.п.
7. Психолог.
- А теперь, Красная Шапочка, я предлагаю тебе посмотреть, как наши дети умеют выполнять логико - смысловые упражнения.
Упражнение «Подбери пару»
Цель: Учиться подбирать предметы по смысловому значению.
Развивать логико - смысловое мышление.
Дети, сидя за столиками, выкладывают в транскрипционных окошках картинки согласно смысловому значению.
Н - р: пуговица - пальто;
игла - катушка;
тетрадь - ручка;
краски - кисточка;
сапоги - щетка ...
8. Теперь, давайте, дети, мы все поиграем в игру «Радуга эмоций».
Я буду называть слова, а вы будете подбирать и показывать мне значок с эмоцией, которую вызывает ассоциативно у вас это слово.
Цель: развивать чувство определенных настроений;
Учиться различать и представлять разновидности эмоциональных состояний.
Слова:
- Спокойствие;
- Переживание;
- Мультфильм;
- Любимое занятие;
- Праздник;
- Тяжелый труд;
- Отдых.
- Свое настроение.
9. Коллективный портрет
Красная Шапочка:
- Мне сегодня так у вас понравилось в гостях, что я бы очень хотела, дети, чтобы вы мне на память подарили свои портреты. Давайте нарисуем один большой общий портрет где мы все вместе. Я нарисую себя. А вы все каждый себя.
10. Мое настроение
- Красная Шапочка, а скажи, какое у тебя настроение сейчас?
А какое было в начале занятие
А теперь найди вот здесь на столе пиктограмму с эмоциями радости и печали.
- А вы, детки, тоже выложите на столике пиктограмму эмоций, которая соответствует вашему настроению теперь, и сравните с тем, что вы выложили в начале занятия. Возможно, кто-то хочет прокомментировать?
11. Прощание с гостьей.
12. Рефлексия занятия:
- Что понравилось мне сегодня на занятии?
- Что было сложным?
- Как и где можно использовать знания и умения, полученные сегодня?
- В какие игры вы бы с удовольствием еще поиграли бы из предложенных сегодня?