Начало смотрите здесь.
Тренинг № 2. Узнаем себя
Упражнение № 1. «Здороваемся локтями»
Цель: установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности.
Содержание: все участники рассчитываются на 1, 2, 3. Участники с №1 складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; №2 – упираются руками в бедро, чтобы локти тоже были направлены в стороны; №3 – держат сложенные крест-накрест руки на груди, при этом локти развернуты в стороны.
После того как участники примут исходное положение, им предлагается по сигналу (звону колокольчика) поздороваться как можно большим количеством присутствующих, назвав при этом свое имя и коснувшись друг друга локтями. Через 5 минут ведущий собирает участников в 3 подгруппы: №1 – у красной кегли; №2 – у синей кегли; №3 – у желтой. Они приветствуют друг друга внутри каждой из них (здороваются первые номера только с первыми, вторые – со вторыми и т. д.)
Упражнение № 2. Методика «Щит».
Предлагаем вам, взять листок бумаги, разделить его на 4 части (показать как).
В правом верхнем углу напишите свое имя. В 1 части «я сегодня», во 2 - «я горжусь», в 3 – «мои желания», 4 – «мои увлечения».
Изобразите без слов то, что написано в каждой из четвертей листа. Пусть картинка будет как можно ярче, крупнее.
Работа на листах.
Я сегодня |
Я горжусь |
|
Мои желания |
Мои увлечения |
|
Анализ.
Прикрепите на доску. Есть ли похожая на вашу работа?
Давайте посмотрим на то, как вы изобразили себя сегодня; на то, чем вы гордитесь; на ваши желания; увлечения.
Похлопаем друг другу.
Упражнение № 3. «Баланс реального и желанного»
Участники сидят группами, но начинается это упражнения с индивидуальной работы. Каждый участник получает листок бумаги, на котором нарисованы два круга. В первом необходимо, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, отметить секторами, в каком соотношении в жизни участника находятся следующие сферы: 1) работа, профессиональная жизнь; 2) работа по дому; 3) личная жизнь, путешествия, отдых, увлечения. Во втором круге – их идеальное соотношение. После этого происходит обсуждение сначала внутри команды, а потом представитель каждой описывает общую точку зрения. Обсуждение можно проводить по следующим опорным вопросам: «Есть ли отличия?», «В чем они заключаются?», «Почему возникают?», «Чего общего у всех членов команды?»
Упражнение № 4. «Порой я балую себя»
Цель: Познакомить с приемами снятия нервного напряжения описанными Мадэлин Беркли-Ален.
Содержание: перед началом тренер предупреждает слушателей, что сейчас каждому участнику понадобиться лист бумаги и вся информация, которую они запишут на листе, будет носит строго конфиденциальный характер. Поэтому желательно быть более искренними, не заглядывать в листы коллег, сидящих рядом, и не спрашивать их о том, что они написали.
Инструкция: вспомните и составьте список дел, которые Вы выполняете с целью доставить себе удовольствие, позаботиться о своем душевном здоровье и немного побаловать себя.
Когда списки будут готовы, участники должны отметить, как часто они делают то, что написано на листе. После этого предлагается обсудить и высказать свое мнение по поводу того, насколько важно иногда сделать что-нибудь приятное себе.
Далее группа разбивается на пары (при помощи взгляда) затем:
1. пары составляют слоган, отражающий идею о том, почему необходимо иногда баловать себя;
2. по очереди записывают его на плакате «Порой я балую себя!».
После этого раздаются карточки с рекомендациями Мадэлин Беркли-Ален, предлагает ознакомиться с ними и далее:
- отметить в них те пункты, которые приемлемы для Вас, но которые вы выполняете крайне редко или не выполняли раньше.
- дополните этот список одной-двумя оригинальными позициями. Эти оригинальные способы побаловать себя запишите на стикерах.
- прикрепите стикеры в любом порядке к плакату «Порой я балую себя! ».
Обсуждение: участники высказываются в свободной форме о том:
- какие способы побаловать себя им больше всего понравились;
- какие они бы могли бы больше попробовать использовать в будущем;
- ваше мнение о проделанной в ходе упражнения работы.
«ДЕВЯТЬ СОВЕТОВ М. БЕРКЛИ-АЛЕН» К УПРАЖНЕНИЮ «ПОРОЙ Я БАЛУЮ СЕБЯ»
1. Увеличьте на полчаса свой обеденный перерыв (естественно, с разрешения начальника). |
2. Сделай себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане). |
3. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве. |
4. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом. |
5. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием». |
6. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени. |
7. В выходной позвольте себе подольше поспать. |
8. Похвастайтесь перед другом или родственниками своими достижениями. |
9. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку. |
|
10. |
11. |
(М. Беркли-Ален «Забытое искусство слушать», СПб., 1997. с 193-194)
(Пункты 10 и 11 – это ваши замечательные уникальные рекомендации)
Упражнение № 5. «Чему Я научился»
Предлагается большой лист бумаги со следующими неоконченными предложениями:
Я научился.
Я узнал, что.
Я нашел подтверждение тому, что.
Я обнаружил, что.
Я был удивлен тем, что.
Мне нравится, что.
Я был разочарован тем, что.
Самым важным для меня было.
Мне сегодня.
Психолог. Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, допишите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных на плакате.
Обратная связь. Передача мяча по кругу, подведение итога занятия, вербализация участниками своих ощущений, впечатлений о тренинге.