СЛАЙД № 1
Часть1. Представление о профессиональном выгорании
Часть 2. Внешние и внутренние условия профессионального выгорания
Часть 3. Профилактика. Психологическая помощь. Самопомощь.
БЛОК 1: Представление о профессиональном выгорании
В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания, или выгорания, работников социальной сферы (далее будет применяться термин «профессиональное выгорание» как наиболее адекватный).
СЛАЙД № 2
Что такое синдром профессионального выгорания?
Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека, работающего с людьми.
СЛАЙД № 3
Синдром профессионального выгорания - самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: педагогов, социальных работников, психологов, врачей, менеджеров, журналистов, бизнесменов и политиков, всех, чья деятельность невозможна без общения.
Неслучайно, американский социальный психолог Кристина Маслач дала своей книге такое название: «Эмоциональное сгорание - плата за сочувствие».
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей разрядки или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических ресурсов человека.
- Упадническое настроение и связанные с ним цинизм. Пессимизм, апатия, депрессия, чувств о бессмысленности, безнадежности;
- Переживание чувства вины и зависимости
Стадии профессионального выгорания
Cиндром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач – 1982 г.) - три лестничных пролета в глубины профессионального непригодности.
СЛАЙД № 4
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
- Начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств, свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но …. как-то скучно и пусто на душе;
- Исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
- Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; все чаще хочется сказать «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
СЛАЙД № 5
ВТОРАЯ СТАДИЯ:
- Возникают недоразумения с детьми, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
- Неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии детей - вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем, вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающий для организма уровень.
СЛАЙД № 6
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:
- Притупляется представление о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
- Такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Три аспекта профессионального выгорания
Первый – снижение самооценки.
(как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию, со временем это может перейти в агрессию и отчаяние).
Второй – одиночество (люди страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с детьми, преобладают объек-объектные отношения).
Третий– эмоциональное истощение, соматизация.
(Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.)
СЛАЙД № 7
Список симптомов профессионального выгорания:
- Усталость, утомление, истощение;
- Психосоматические недомогания
- Бессонница
- Негативное отношение к детям, сотрудникам
- Скудность репертуара рабочих действий
- Злоупотребление химическими агентами: табаком, кофе, - алкоголем, наркотиками
- Отсутствие аппетита или, наоборот, переедание;
- Негативная «Я-концепция»
- Агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, перевозбуждение, гнев и др.)
Диагностика уровня эмоционального выгорания (Опросник В.В. Бойко)
СЛАЙД № 8
Из 31 педагога дошкольного учреждения в исследовании приняли участие 8 человек. К большому сожалению, этот факт не дает возможность сделать вывод об уровне профессионального выгорания всего педагогического коллектива, но все же ответы третьей части испытуемых дают право подвести итог проведенному исследованию.
Фаза |
Напряжение |
Баллы |
Резистенция (сопротивляемость устойчивость) |
Баллы |
Истощение |
Баллы |
Симптом |
Переживание психотравмирующих обстоятельств |
10 20 0 22 5 8 0 2 |
Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование |
5 7 3 5 2 2 7 8 |
Эмоциональный дефицит |
0 5 5 2 0 15 0 7 |
Симптом |
Неудовлетворенность собой |
5 0 3 11 3 3 8 3 |
Эмоционально-нравственная дезориентация |
20 5 9 7 5 5 7 12 |
Эмоциональная отстраненность |
2 0 0 0 3 2 3 0
|
Симптом |
«Загнанность в клетку» |
1 0 1 1 0 5 5 0 |
Расширение сферы экономии эмоции |
25 13 23 18 15 20 0 25 |
Личностная отстраненность (деперсонализация) |
7 5 3 0 13 5 2 3 |
Симптом |
Тревога и депрессия |
8 10 3 5 5 3 0 3 |
Редукция профессиональ-ных обязанностей (уменьшение, ослабление, сведение сложного к более простому) |
23 28 20 7 2 27 15 20 |
Психосомати-ческие психовегетатив-ные нарушения |
23 5 5 8 5 15 18 2 |
9 и менее балов – несложившийся симптом;
10-15 баллов – складывающийся симптом;
16-19 баллов - сложившийся симптом;
20 и более баллов – симптомы с такими показателями относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания
Испытуемый |
Напряжение |
Резистенция |
Истощение |
1 |
24 |
73 |
32 |
2 |
30 |
53 |
15 |
3 |
7 |
55 |
13 |
4 |
39 |
37 |
10 |
5 |
13 |
24 |
21 |
6 |
19 |
53 |
37 |
7 |
13 |
29 |
23 |
8 |
8 |
65 |
12 |
36 и менее баллов – фаза не сформировалась
37—60 баллов – фаза в стадии формирования
61 и более баллов – сформировавшаяся фаза
СЛАЙД №9
Из всего выше перечисленного можно сделать вывод, что только у двух педагогов из восьми сформировалась «фаза резистенции» (доминирует в синдроме профессионального выгорания), то есть ослабла сопротивляемость, устойчивость психики к внешним раздражителям. У четырех испытуемых фаза находится на стадии формирования, у двух фаза не сформировалась.
«Фаза напряжения» у семи человек не сформировалась, у одного находится в стадии формирования.
«Фаза истощения» у семи человек – не сформировалась, у одного также находится в стадии формирования.
Итог: синдром профессионального выгорания полностью не сформирован не у одного из педагогов, прошедших тестирование, однако о методах и психологических подходах профилактики профессионального выгорания необходимо знать каждому, тем более, что есть предпосылки к развитию этого синдрома.
Все участники семинара приглашаются на тренинг.
СЛАЙД №10
Благодарю всех за участие!
Скачать презентацию семинара-тренинга «Профессиональное выгорание педагогов дошкольного учреждения»