Цель программы:
- обеспечение сохранения психического здоровья воспитанников, их психологического и психосоматического благополучия;
- обеспечение соответствующих условий для гармоничного самочувствия ребенка;
- создание условий, обеспечивающих свободу самовыражения каждого воспитанника;
- содействие созданию положительного эмоционального настроя у каждого ребенка и положительного эмоционального климата в группах;
- формирование у дошкольников умения освобождаться от напряжения;
- формирование у детей навыков вербальной и невербальной коммуникации, толерантного отношения к окружающим;
- воспитание положительных нравственных черт характера и эмпатии;
- психокоррекция проявлений тревожности, агрессивности, импульсивности, неуверенности у детей старшего дошкольного возраста.
Задача коррекционно-развивающей программы:
- создавать атмосферу безопасности и положительный эмоциональный настрой в группе сверстников;
- проводить коррекцию нежелательных эмоциональных проявлений в поведении и настроении;
- формировать у старших дошкольников навыки общения в системах «ребенок - ребенок», «ребенок - взрослый»;
- учить детей понимать самих себя и других людей, строить отношения с большой группой сверстников на основе саморегуляции поведения и деятельности, умение находить компромиссы;
- формировать у детей навыки самоконтроля собственного эмоционального состояния;
- способствовать формированию у детей положительных черт характера;
- обучать дошкольников приемам саморелаксации;
- совершенствовать познавательные психические процессы: память, мышление, восприятие, развивать устойчивость, сосредоточенность, концентрацию внимания;
- обеспечивать ощущение силы и ценности собственного «Я» каждым ребенком;
- способствовать свободе самовыражения детей через свободную изобразительную деятельность.
Занятия по развитию эмоциональной сферы и формирования навыков общения проводятся психологом детского сада еженедельно.
Общее количество занятий - 19.
Целесообразно (для получения наибольшего эффекта) формировать группы по 6-8 детей.
Структура занятий
I фаза: мимические и пантомимические этюды.
Цель: выразительное отражение отдельных эмоций и состояний, связанных с переживанием физического и психического удовольствия/неудовольствия.
II фаза: этюды и игры на отражение отдельных черт характера и эмоций.
Цель: выразительное отражение чувств, рожденных переживанием, их моральное оценивание.
III фаза: терапевтические этюды и игры, направленные на определенного ребенка или группу.
Цель: коррекция настроения, отдельных черт характера детей, тренировка стандартных ситуаций в общении.
IV фаза: моторно-мышечные тренировки.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, формирование желаемого настроения, поведения, черт характера.
V фаза: арттерапия (рисование, лепка, аппликация), основанная на методике свободы самовыражения Арно Стена.
Цель: получение обратной связи, закрепление желаемого настроения, содействие самовыражению.