Данная программа поможет приобрести детям социальный опыт, а именно: чувствовать себя комфортно рядом с другими, понимать, любить и прощать их, контактировать, высказывать свое мнение, проявлять свою жизненную позицию, приходить на помощь, иметь оптимистический настрой.
Цель: приобретение детьми социального опыта.
Предмет: уровень социального развития детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Объект: дети дошкольного возраста с низким уровнем социального развития.
Задачи:
1. Развитие социально направленных навыков детей среднего и старшего дошкольного возраста.
2. Обеспечение эмоционального комфорта.
3. Коррекция нежелательных личностных особенностей поведения, настроения детей.
4. Развитие коммуникативных навыков детей, а также мышления, памяти, внимания.
5. Повышение уровня самооценки ребенка.
6. Оказание психологической помощи педагогическим работникам в организации жизнедеятельности детей в возрастных группах.
7. Привлечение родителей к сотрудничеству, поддержка их интереса к жизни ребенка в ДОУ.
8. Разработка психолого-педагогических и методических материалов.
Этапы осуществления программы:
Проведение индивидуальной психодиагностики детей. Полученные результаты фиксируются в сводной таблице входной диагностики (сентябрь-октябрь).
Коррекционно-развивающая программа «Социализация дошкольников»:
- Ознакомление с результатами диагностики педагогических работников ДОУ с целью разработки плана совместных действий по проведению занятий (октябрь).
- Индивидуальные консультации родителей по результатам диагностик;
- рекомендации по выявленным проблемам развития и воспитания детей (в течение года).
- Отбор детей для проведения занятий по программе (сентябрь).
- Проведение занятий (октябрь-апрель).
- Повторное диагностирование детей с целью отслеживания динамики их развития и результативности занятий (май). Занятия проводятся с группой детей (5-6 детей) один раз в неделю.
Продолжительность занятия:
- средний дошкольный возраст - 20 минут
- старший дошкольный возраст – 25 минут.
Занятия проводятся в интересной и доступной для детей форме. В основе их проведения используются коммуникативные, ролевые, имитационные и подвижные игры, упражнения, рисунки, задачи, элементы групповой дискуссии, произведения художественной литературы, релаксационные упражнения и релаксационные музыкальные произведения.
Предложенная программа - это курс специальных занятий, направленных на развитие и приобретение социального опыта ребенка, который даст ему возможность в будущем правильно относиться к любым изменениям в жизни с сохранением физического и психического здоровья.
Программа имеет практическое значение, поскольку информация, изложенная в ней, является полезной для практических психологов, педагогов, родителей.
Социальная компетентность дошкольников
Старший дошкольный возраст
Ребенок понимает внутрисемейные отношения, отношение членов семьи друг к другу. Знает свою родословную, осознает, что честь рода зависит от каждого человека. Участвует в чествовании памяти предков, в отношениях семьи с родственниками, которые живут рядом и далеко. Проявляет интерес к семейным реликвиям, участвует в поддержании семейных традиций. Имеет сложившиеся представления о доброте, гуманности, искренности-как важных качествах человека и человеческих отношений; о справедливости-как способности правильно оценивать поступки людей; о честности-как требовании соответствовать собственным поведением определенным критериям, применяет, оценивает поступки других людей. Проявляет самоуважение, основанное на осознании своей индивидуальности, праве на самовыражение, на собственные чувства и самостоятельное поведение, не создает проблем для других людей в зависимости от их возраста и пола.
Умеет предотвращать конфликты и решать их. Понимает отношение людей к себе. Чувствует себя естественно в обществе знакомых и незнакомых людей. Знает, как реагировать на проявления несправедливого отношения к себе, понимает причину этого и пытается устранить ее. Хочет, чтобы отношения были корректными, толерантными. Знает понятие «друг» и «дружба», уважительно ведет себя со сверстниками.
Имеет представление о государстве, его символах, о своем народе, о русских национальных особенностях. Знает национальные памятники, героев проявляет уважение к ним, чествует национальные святыни. Понимает понятие «человечество», чтит обычаи других народов.